Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Эхнатон
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Пт Апр 06, 2012 10:11 pm    Эхнатон

В XIV-XI вв. до н.э. возникло три учения, которые содержали в себе глубочайшие монотеистические потенции. Первое, самое раннее из них, было предложено фараоном Эхнатоном. Два других возникли, по всей видимости, почти одновременно. Ими были гатический маздеизм Заратуштры и откровение Моисея (аутентичных текстов которого в отличие от Эхнатона и Заратуштры до нас не дошло).

Провиденциалистский и телеологический подход к истории позволяет нам задать вопросы о смыслах возникновения и развития в человечестве не только монотеизма в целом, но и его региональных вариантов, и попытаться понять, по каким причинам египетский и иранский опыты не смогли развиться в такие религиозные системы, в которых могла бы быть сформулирована задаа преображения этого временно-пространственного слоя.

Начнём наш анализ с Египта. Казалось бы, там существовали все условия для того, чтобы реформа Эхнатона удалась. Египетская метакультура к моменту начала преобразований фараона-реформатора находилась на высокой стадии развития. Египет при XVIII династии достиг вершины своего могущества: фараоны контролировали в той или иной степени территории от верхних порогов Нила до берегов Евфрата. Создателем нового учения был верховный правитель государства, власть которого практически никем не ограничивалась. Расплывчатые монотеистические идеи присутствовали в создаваемых египетскими жрецами (особенно в Гелиополе) эзотерических концептах еще до Эхнатона - то есть религия Атона не была чем-то абсолютно чуждым для этой страны. Действия Эхнатона не привели к восстаниям традиционалистов. И всё же реформа Эхнатона не привела к утверждению на берегах Нила монотеистической религии. Почему?

Среди множества причин хотелось бы обратить внимание на такие аспекты самой реформы, которые содержали в себе, если можно так сказать, самоотрицание идеи преображения этого пространственно-временного мира (а именно преображение, как еще будет показано специально, не только неразрывно связано с монотеизмом, но и требует его утверждения в истории).

Первым аспектом является неизбежная натуралистичность атонизма. Естественно, что солнце для Эхнатона не было Единым Богом. "Слишком часто Атона ошибочно отождествляют с Солнечным Диском. На самом деле Диск - всего лишь та внешняя форма, в которой Бог предпочитает являть себя людям. [...] Атон лишь пользуется Солнцем - для того, чтобы манифестировать себя с максимальной эффективностью" (Кристиан Жак. Нефертити и Эхнатон. М., 1999, стр. 99). Действительно, обращаясь к мифу Д. Андреева можно сказать, что для Эхнатона Солнце было живой иконой Единого. Но никак не самим Единым и Единственным Богом. Уподобление солнца Богу мы встречаем даже в Евангелии, где Иисус говорит о том, что Бог подобен солнцу, которое светит и добрым и злым. И всё же, если говорить о народных массах, к которым и было обращено откровение Эхнатона, то для них сложные метафизические основы новой веры оставались непонятными. И они воспринимали идею Эхнатона вполне однозначно: Солнце - это и есть тот единый Бог, верить в которого призывает правящий фараон. В результате происходила натурализация Бога, совлечение Его образа в сферу природного мира, а значит и его метафизическая редукция. Имманентность Бога человеку, явленная в сияющем каждый день солнце, была очевидна, но его трансцендентность утрачивалась. Более того, Бог объективировался в природном феномене и, тем самым, становился "навязанным" человеку. Свобода, которая есть необходимое качество богообщения, утрачивалась. Солярные культы совсем не благоприятствуют развитию личной и социальной свободы. Не случайно, что они привлекали авторитарных властителей современности. (Сталин, прочитавший в книге Анатоля Франса о Наполеоне следующие слова: "Если бы ему нужно было выбирать для себя религию, Наполеон избрал бы для себя обожание солнца, которое всё оплодотворяет и является настоящим богом земли", подчеркнул эти строки синим карандашом, а красным обвёл слово "солнце" и написал на полях: "Хорошо!" (Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998, стр. 368).

Продолжение следует.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий