Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Введение. Христианство как проповедь любви и свободы
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 9:21 am    Введение. Христианство как проповедь любви и свободы

Как быть в современном мире человеку, который, взяв в руки Евангелие, проникся идеалами Нагорной проповеди? Как быть, как действовать людям, которые осознали, что центральным моментом не только в христианской традиции, но во всей мировой истории, во всей мировой культуре, во всем бытии в целом являются Любовь, Свобода и Правда? Что делать тому, кто пришел к выводу, что именно эти слова выражают в человеческом языке высшую реальность, которую носители теистического мировоззрения называют Богом, но которая может быть названа и иным словом или даже не быть поименована вовсе?

Очевидно, что одним из главных искушений для такого человека, если его не остановил радикализм евангельской проповеди, будет столкновение с тем, что мы можем назвать “историческим христианством”. Евангельский образ Иисуса находится в ужасающем противоречии с многими элементами истории и доктрины так называемых “христианских церквей”, будь то церкви дохалкидонские, ортодоксальные (“православные”), католические или протестантские.

Конечно, нельзя утверждать, что это противоречие абсолютно и безысходно. И история того, что принято называть “христианской церковью”, и кодифицированные учения тех или иных “христианских конфессий” во многих своих элементах несут на себе печать евангельского духа. Во многих - но во всех ли? Какие именно из этих элементов действительно пронизаны божественным светом, а какие - суть результат приспособления конкретных людей, называвших себя христианами, к “духу века сего”?

Любовь и свобода, врожденное человеку чувство правды и озаренный этими божественными дарами разум - вот ориентир и критерии для выработки отношения к любому явлению. Идеалы любви и свободы стали достоянием человечества во многом именно благодаря воздействию духа евангельской проповеди, это единственные идеалы, которые можно назвать подлинно христианскими. И в свете этих идеалов и должна быть рассмотрена история церкви, ее политики и догматики - а также нынешнее положение дел в “христианских” деноминациях.

Каждый человек должен отвечать на эти вопросы самостоятельно, судья человеку - его совесть. В этом деле нам не может помочь ссылка на авторитеты, апелляция к чудесам и иное использование внешних критериев, имеющих отношение к культу силы, а не к свободе, любви и правде. Не может помочь - ибо вторичны по своей природе, поскольку именно сам человек - и никто иной - выбирает для себя эти критерии. Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”. Это силовое давление может манифестироваться в опыте конкретного человека различными способами - как в образе “крестоносца”, принуждающего к принятию “кредо” с помощью АК и других мощных инструментов подавления совести, так и в более мягком образе родственника, давящего на чувство вины перед предками, которые заповедали своим потомкам чтить именно эти, а не какие-либо иные, ценности и авторитеты.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:01 am   

Митя писал(а):
судья человеку - его совесть.

Митя писал(а):
Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”.


Есть ещё один момент - проблема сообщества. Человек живёт в обществе и принимает его нормы - в той или иной степени. Как бы N не желал ходить голым по улицам, ему это сделать не удастся. Но это, прости, самый примитивный (хотя и наглядный) пример. Более сложная тема - весь комплекс взаимоотношений, включающий, например, законы, обязательные для исполнения всеми. Но кроме законов есть еще и более высокая планка - общественное согласие и общественная совесть. Собственно они о определяют всё остальное. Апелляция к индивидуальной совести - не слишком сильный довод. Ещё раз - человек живет в обществе, является его частью точно так же, как общество является частью человека. Поэтому возникает проблема конвенции "совестей" - или - проблема совести общества.

Демократия - оптимальная система по форме. И сама форма во многом уже обеспечивает положительное в духовном смысле её содержание. Демократия - это необходимая форма общественного сосуществования, но её содержания на сегодняшний день недостаточно для спиритуальной эволюции общества. Соответственно задачей может быть, с одной стороны - очищение религиозной сферы от образа "злого" бога, выработка фактически нового религиозного учения, с другой - наполнение этим учением демократии как оптимальной формы общественного развития.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:02 am   

Это буквально - введение?
А что нас ждет дальше?
Если ожидается развитие, то просьба к автору - дать примерный план или оглавление. Спасибо.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:35 am   

Новое религиозное сознание не может быть просто "личной верой", хотя, естественно, должно её включать в себя. Оно может начаться с личной веры, но цель - социальная. Новая религиозность должна стать межличной, общественной, соборной, в конце концов. Религия должна быть демократизирована, а демократия - спиритуализирована. Демократия сделает невозможным претензию какого-либо мнения (этимология термина "ересь" тебе известна) на ортодоксальность. При религиозной демократии любое мнение - только ересь. Ортодоксальна лишь сама система спиритуальной демократии, гарантирующая свободу любым "ересям" благодаря традиционному либеральному набору: разделению и прозрачности властных институций, свободы социальных акций и пр. и пр. Речь идёт о возможности нового социального консенсуса. Сейчас есть детасады, телевидение, полиция, банки. Всё это - результат ныне существующего социального консенсуса. Но ведь может быть и другой консенсус, основанный на иных ценностях, но сохраняющий институциональные достижения демократии.

Добавлено спустя 7 минут 54 секунды:

Не государство должно стать церковью (конфессией), и не церковь должна стать государством. Все эти концепты безнадёжно устарели. Несостоятельной выглядит и идея некой надстоящей над обществом "этической инстанции". Само общество может повышать свой этический уровень. Но это возможно лишь в том случае, если у него появится чувство иномирной реальности.

Представьте себе, что люди будут ходить на выборы не только ради того, чтобы канализация работала и ДЭЗ не воровал. они будут участвовать в действии, в котором находит выражение иная, этически высшая по отношению к ним реальность.

Мы видим, что повышение этического уровня общества по некоторым линиям вполне возможно. Современный западный мир демонстрирует снижение уровня внутреннего насилия и нетерпимости. Представьте, что это может быть дополнено религиозным чувством. Не "инстанцией", не новыми попами в золотых лексусах, которые будут определять, что хорошо, и что плохо. Само общество естественно, на сетевом уровне будет вырабатывать новое ощущение должного и недолжного.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!


Последний раз редактировалось: Фёдор (Вт Мар 27, 2012 7:32 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:00 am   

Господа Митя и Федор!
Позвольте задать интимный вопрос.
Обладаете ли вы лично каким либо практическим христианским церковным опытом (исповедь, причастие, др.)?
Т.е. хотелось бы иметь ваши рассуждения на базе картины в целом.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:15 am   

Иаков писал(а):
Обладаете ли вы лично каким либо практическим христианским церковным опытом (исповедь, причастие, др.)?
Что называть исповедью и причастием? Любое искреннее обращение к Богу - исповедь. Любое сотворчество и переживание чувства любви к Нему - причастие.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:32 am   

А церковный практический опыт? (При наличии крещения, размеется)
Подготовка: пост, чтение покачнных канонов. Исповедь у священника, литургия, принятие святых даров из чаши?


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:37 am   

Что дал этот опыт Ивану Грозному?


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 4:57 pm   

Фёдор писал(а):
Что дал этот опыт Ивану Грозному?

Вопрос отметаю, как некорректный!
Я не знаю - что дал этот опыт Ивану Грозному. Может что и дал.
Некорректность в том, что ты, Федор, ответил так, как будто я уличил вас в отсутствии этого опыта и порицаю за это.
Ничего подобного.
Но раз уж ты перевел вопрос в эту плоскость, то имею сообщить, что этот опыт немало дал
Павлу Флоренскому, Сергию Булгакову и, полагаю, Владимиру Соловьеву, а также Даниилу Андрееву.
Без напряжения список могу продолжить.
Считаю. что игнорирование "этого опыта" обеднит данную ветку.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:00 pm   

Иаков писал(а):
ты, Федор, ответил так, как будто я уличил вас в отсутствии этого опыта и порицаю за это.
Я ответил так, потому что не понял, какое отношение этот вопрос имеет к обсуждаемой теме. Буду признателен за разъяснение.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:15 pm   

Фёдор писал(а):
Я ответил так, потому что не понял, какое отношение этот вопрос имеет к обсуждаемой теме
Имхо прямое.
Митя, если я правильно понял, определяет "христианство как проповедь любви и свободы". И этим ограничивает.
Но Христианство не только проповедь, но и практика не в меньшей, если не в большей мере. (Ко всем иным реплигиям это также относится) Если Митя этого не отрицает, то как-то смазывает.
Против этого я и возражал.
А практика как-то ограничивает свободу. (Любовь - нет)
Или не ограничивает, но антиномична.
Как, например, жесткий аскетизм и свобода.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:31 pm   

Иаков писал(а):
Митя, если я правильно понял, определяет "христианство как проповедь любви и свободы". И этим ограничивает.
Предлагаю дождаться разъяснений от основателя ветки.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:20 pm   

Прошу прощения, но я этот разговор перенесу в другую ветку.

Иаков, я крестился после прочтения "Розы Мира" в 1991 году. Воцерковиться пытался неоднократно. Пик воцерковления был в 2000 году, когда я в течении нескольких месяцев был алтарником в церкви Владимирской иконы в селе Быково под Москвой. там настоятелем был (кажется и до сих пор есть) Валентин Дронов, любитель Даниила Андреева. Так что опыт "церковной жизни" у меня, хотя и нерегулярный, но был.

О "практическом христинаском церковном опыте" речь тоже будет в тексте идти.

Да, Иаков, христианство - это практика. Это путь. Это жизнь. Это не только "церковная", "храмовая", "ритуальная" практика. И не столько. И эта практика - практика свободы. Я не совсем понял, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что "практика ограничивает свободу". Аскетизм (добровольный) можно рассматривать как проявление свободы, а не как ее ограничение.

Даниил Андреев писал(а):
"Признавая мистическую действенность таинств, установленных древним христианством и совершаемых священниками христианских церквей, нельзя, однако, не отметить, что вследствие сдвигов, происшедших в мировом религиозном сознании за последние века, наше изменившееся понимание стремится вложить в некоторые таинства, например в евхаристию, существенно новый смысл".


Поговорим вот об этом, например.

Добавлено спустя 10 часов 57 минут 12 секунд:

Продолжаю.

Мы исходим из того, что существует путь (или многообразие путей), возводящий человека на новые уровни существования. На этом пути человеку оказывается помощь. Эту помощь, если рассуждать, сообразовываясь с идеями блага, свободы и любви, ему оказывают те, кто достиг этих уровней ранее - а в пределе (беспредельности) сама реальность любви и свободы, Сам Бог, Который может познающим восприниматься и как безличное, и как личное начало, синтез же их располагает нас мыслить о Божестве как о Сверхличности. В Себе же Бог остается для нас апофатичным, непознаваемым, проявляясь для нас прежде всего именно как свобода, любовь, творчество, истина и красота, которые возможны именно потому, что источником их является непостижимое, превышающее любые наши ограниченные представления благое Божество.

Суть христианства не есть только проповедь пусть и благих, но все же абстрактных идей свободы и любви. Это путь жизни, охватывающий все без исключения сферы человеческих проявлений. Этот путь соединяет в себе и преодолевает все рассудочные бинарные оппозиции, в том числе двойственность “абстрактного” и “конкретного”, приводя ищущего к его цели - целомудренному состоянию, к целостности, обретаемой в соединении с божественным Источником. Достижению человеком этого высшего состояния - состояния озаренности всего его существа светом божественных энергий, вхождению в полноту свободы, любви и истины - могут помочь разнообразные средства - молитва и медитация, разнообразные аскетические и иные практики и психотехники, как индивидуальные, так и коллективные. У нас нет сомнений в том, что в историческом христианстве (впрочем, как и во многих иных сообществах прошлого и настоящего) были выработаны действенные способы продвижения по этому пути - и что эти способы соединяют в себе таинственное действие божественной беспричинной благодати и встречное усилие людей, открывающих этой благодати свое сердце, свое сознание, свой разум.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2012 8:55 am   

Это действие благодати на человека, будучи воспринимаемо высшими сферами его духа, организует в целях продвижения человека по пути событийную ткань его жизни. Человек постоянно получает новый опыт - и провидение дает человеку возможность выходить на новые уровни осмысления реальности. Обостряются его чувства и разум, совершенствуется его этическая система ценностей. Человек освобождается от пут эгоистической ограниченности и учится понимать - чужое и непонятное становится в акте понимания любимым.

Но социум состоит из отдельных людей, многие из которых осознанно стремились и стремятся к развитию в себе высших потенций. Взаимное сотворчество таких людей не может не вести в итоге к прогрессу человечества, к духовному развитию уже не индивидуума только, но целых сообществ, а в конечном счете и всего человечества. Мы уверены, что провидение направляет ко благу существование не только отдельных личностей, но и жизнь коллективов живых существ планеты и всей вселенной. Да, этот путь нелинейный. Как отдельный человек, так и человеческие сообщества не застрахованы от срывов, тем более ужасных, чем большего человечество достигло на своем пути. Но, вопреки распространеному мнению, возрастание человека в духе очевидно. Очевиден рост понимания, выражающийся в постоянном преодолении групповой обособленности, в преодолении агрессивности - и во многих иных явлениях. Налицо этический прогресс человечества. Благая весть Иисуса, весть о Его словах и деяниях становятся сегодня в силу этого прогресса яснее, понятнее, чем когда бы то ни было ранее.

Именно в свете нового понимания, открывающегося людям, накапливающихся в коллективном сознании его квантов и интегрирующихся в новых, более этичных типах мировоззрения и систем этических ценностей, и следует провести пересмотр истории “мифологии”, “религии”, “философии” - всех путей творчества и познания. В частности - иудео-христианской, “библейской” традиции.

В этой работе мы намереваемся показать, что идеи гражданского общества, основанного на сетевом принципе, демократии, толерантности, прав личности и ее свобод, индивидуализации ее духовных путей в сочетании с объединением человечества в одно целое непосредственно проистекают из Благой Вести Иисуса, предполагаются ей и являются основой для дальнейшего движения человека и человечества на пути к благу и совершенству, к единению друг с другом и с Богом в свободе, любви и творчестве.

Добавлено спустя 23 часа 51 минуту 23 секунды:

Продолжаем. Текст пока "сырой", в дальнейшем будут вноситься коррективы и перестановки.

Также мы предпримем попытку очертить перспективы развития тех идей, которые принято сегодня называть “секулярным гуманизмом”, преодолеть ложную конфронтационную дихотомию между “гуманизмом” и “религией”. Мы неспроста берем эти слова в кавычки - поскольку в культуре эти слова оказались наполнены значениями, выработанными враждующими сторонами. Этими враждующими сторонами стали, с одной стороны, конфессиональные реакционеры, в значительной степени выхолостившие суть этической христианской революции, а с другой - во многом порожденные этими реакционерами “секуляризаторы”, вместе с водой реакции выплескивающие и ребенка - высокую христианскую мистику и этику. Именно синтез идей гуманистического ряда - христианских по своей сути, хотя и рождавшихся во многом в процессе конфронтации с частично дехристианизированными церковными корпорациями - с христианской мистикой и этикой и должен стать, по нашему мнению, новой стадией развития гражданского общества. Не отказ от уже выработанных принципов толерантности и прав человека, но выход этих принципов на еще более совершенный уровень - вот одна из целей подобного синтеза.

“Секулярная демократия” и “секулярный гуманизм” в перспективе могут стать “спиритуальной демократией”, “спиритуальным гуманизмом”. На начальной стадии этого превращения мы и находимся в наши дни. Основные его черты - освобождение человечества от ограничивающих моментов как клерикализма, так и его обратной стороны - побочных эффектов гуманистической революции последних пяти-шести веков.

Человеческое сознание имеет, помимо своих божественных потенций, и иной, анти-провиденциальный аспект. Оно подвержено, с одной стороны, косности, инерции, страху, ксенофобии и конформизму, а с другой - стремлению к доминированию и самоутверждению за счет других живых существ, других элементов универсума. Этот негатив в совокупности с трагическим стечением исторических обстоятельств привел к тому, что евангельская весть в своем историческом существовании оказалась смешана с чуждыми ей ценностями, установками и представлениями, искажающими, замутняющими, принижающими ее.

Именно эти регрессивные особенности человеческого сознания привели к тому, что в течение нескольких веков после Иисуса возникла жесткая иерархическая социальная структура, отождествляющая себя с “христианской церковью”. Она не без успеха попыталась “приватизировать” христианство, предстать единственным легитимным глашатаем Благой Вести и дискредитировать альтернативы. Эта организация декларировала принадлежность к ней в качестве необходимого условия для “спасения души”, для достижения человеком его сотериологической, эсхатологической цели. “Церковь” вступила в тесный союз с государственной властью в Византии, а затем и во многих других странах. Государственная власть в обмен на почти что безоговорочную поддержку способствовала монополизации духовной жизни подконтрольных ей людей в руках “церкви”, в том числе и жесткими насильственными методами. В свою очередь, верхушка “церкви”, войдя в состав политической элиты, выстроила свою “вертикаль власти”, став, по сути, частью государственной машины. В результате такие аспекты христианской жизни, как быт, вероучение, культ, структура общины, оказались в той или иной степени унифицированы, подконтрольны “церковной” верхушке и в целом политической элите. Отказ Иисуса от “власти над царствами” обернулся принятием этого искушения для многих из тех, кто объявил себя Его последователями.

Несмотря на очевидную профанацию христианских идеалов, можно усмотреть в этой “симфонии властей” и провиденциальный аспект. Унификация привела к кристаллизации “церковного канона”, в результате новозаветные тексты оказались “законсервированы”. В них оказалось невозможно вносить дальнейшие изменения - в том числе и с целью профанации идеала. Империя проглотила христианскую “наживку”, приняла в себя то, что в итоге не смогла вместить. Идеи свободы и любви продолжали жить и развиваться - и в итоге взорвали государство изнутри, инициировав процесс освобождения личности из-под гнета регрессивных социальных систем. Совершенно не случаен тот факт, что этот взрыв произошел именно в христианских обществах. Нелепо утверждение, что в итоге мы получили “постхристианское общество, впавшее в апостасию (отступление) от “истинной веры”. Не апостасия, а катарсис, не отказ от христианских идеалов, а очищение их от чуждых им элементов - вот глубинная суть европейского, а затем и глобального гуманизма. Эта революция еще далека от своей победы. На пути к ней необходимо преодолеть, с одной стороны, сопротивление отживших форм репрессивной религиозности (фактически - от идолопоклонства), а с другой - побочные эффекты. сопутствующие всякой революции, чреватые почти что полным отказом от христианского идеала. Словом, от тех аспектов социальной жизни, которые препятствуют организации общества на принципах свободы и любви.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2012 9:31 am   

В этой борьбе центральным моментом является образ Бога, принимаемый человеком - образ высшей реальности, идеал, которым человек руководствуется на своем жизненном пути. Идеал всеобъемлющий - метафизический, этический, социальный, личностный - одним словом, идеал экзистенциальный. Если попытаться свести конфликты последних нескольких веков в этой сфере к неким предельным позициям, то мы получим следующую картину. Человеку предлагается выбор из трех образов высшей реальности, которые в итоге можно свести к двум - “Бог есть власть” и “Бог есть свобода и любовь”.

Первый образ - это представление о высшем начале как о мировом абсолютном диктаторе, требующем беспрекословного повиновения, транслирующем свою волю через жреческую корпорацию и всю политическую власть в целом. Второй образ описать сложнее - проще представить себе образ Иисуса, который сказал: “Я и Отец - одно”, “вы во Мне, и я в вас” и “будьте совершенны, как Отец ваш небесный”. Третий же образ есть тот самый побочный эффект европейской секулярно-гуманистической революции. Он не настолько очевиден, поскольку многие его носители постулируют свой отказ от всяких форм религиозности. Однако этот отказ носит чисто декларативный характер - высшая реальность в этом мире просто оказывается безличной и слепой - но столь же безжалостной, лишающей свободы, принудительной, вне- и антиэтичной, как и образ “бога” как силы и власти. Таким образом, первый и третий из рассматриваемых образов различаются только в вопросе о личном или безличном характере злого “бога”. Этика и в том, и в другом случае оказывается вторичной, и сводится в итоге к необходимости подчинения силе и неизбежности, будь то воля мирового диктатора или же железная детерминированность мировых законов.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2012 8:19 pm   

Очень нравится.
Если тебе, Митя, удастся реализовать поставленные цели, то будет здОрово!
Бог в помощь.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 4:42 am   

Образ божества, отношение человека к этому образу оказывает мощное, определяющее воздействие на все сферы его сознания и активности. Человек - это те боги, которым он служит, те предельные идеалы, которыми он руководствуется в жизни. И это служение приносит свои плоды. Вера в силу и власть - одни, вера в свободу и любовь - иные. Мы полагаем, что первый образ является по отношению к второму паразитическим. Деформация благого образа Бога чревата диктатурами и распадом в деградации. Очищение же этого образа - даже один маленький шаг в этом направлении - это всегда глоток творческого духа, выход человека на новый, более интегрированный уровень осознания реальности. Парадоксальным образом, именно на этом пути перед человеком открываются новые возможности овладения собой, именно на этом пути человек оказывается способен преодолеть те препятствия, которые ранее казались непреодолимыми. Эти возможности и способности появляются у человека, последовательно реализующего в своей жизни идеалы правды, свободы и любви, как своего рода побочный эффект.

Любящий и желающий свободы всем существам универсума человек познает реальность ради ее самой, ради блага познаваемого. Ищущий же силы познает реальность ради себя и во имя свое - чтобы овладеть познаваемым объектом, использовать его. Такое познание всегда противоречит категорическому императиву, поскольку собственные цели и интересы познаваемого существа не принимаются во внимание. Этот способ действия приводит в итоге к деградации и разрушению познаваемой реальности, а в результате и к кризису самого познающего.

Именно область идеалов является для современного человека эпохи глобализации одной из самых проблемных зон. Со сферой бессознательного работают психоаналитики, но психоаналитический мейнстрим имеет дело в основном с сексуальными проблемами. Область же сверхсознания в этом мейнстриме или отрицается вовсе, или рассматривается в качестве репрессирующего социального анклава в психике индивидуума (тут перед нами вновь появляется тень тирана). Таким образом, проблемы идеального человек и в наши дни склонен решать, прибегая к помощи традиционных религиозных конфессий.

Длительное существование в человечестве этих конфессиональных структур привело к тому, что многие слова и термины, с помощью которых человек выражал свой духовный опыт, оказались в той или иной степени затерты, профанированы, девальвированы. Такие слова, как “бог” и “религия”, не избежали этой участи. Об этически сниженном образе Бога мы уже говорили выше. Слово же “религия”, изначально означавшее “восстановление связи”, еще в Римской империи оказалось накрепко связанным с конкретными жреческими корпорациями со всеми их негативными чертами.

В итоге наиболее известные в наши дни теории происхождения религии делают весьма затруднительным само употребление этого слова в его изначальном смысле. Теория, преподносимая самими конфессиональными структурами, утверждает, что религия есть вся совокупность теории и практики этих конфессий, непосредственно данная высшей силой, а жреческая корпорация является посредником между этой силой и остальными людьми. Она часть общего посреднического сакрализованного пространства, в которое также входят священные тексты, храмовые здания и другие “святыни”.

В результате возникновения светского общества в борьбе с конфессиональными корпорациями рождаются другие теории, призванные лишить эти корпорации власти и авторитета. Основная проблема этих теорий в том, что они пытаются дискредитировать не сами эти корпорации, но религиозность как таковую, саму сферу сверхсознания. Такова теория происхождения религии как продукта человеческого невежества, которое пытается защититься с помощью “религии” от страхов перед явлениями природы, неадекватным образом эти явления объясняя. Вторая контртеория говорит о том, что основной мотив возникновения религии есть потребность установить над обществом и индивидуумом контроль, манипулируя его ожиданиями, теми же самыми страхами и желаниями. В сходном редукционистском русле работает и фрейдистская ветвь психоанализа.

Однако с именами Уильяма Джеймса и Карла-Густава Юнга связано возникновение новой теории происхождения религии. Согласно этой теории, корень религии следует искать в экзистенциальной сфере. Сердцем религиозности оказывается специфический внутренний опыт родоначальника конкретного течения и адептов этого течения. Таким образом, религиозность реабилитируется в своих творческих правах, избавляясь в этой трактовке как от положения ригидного колосса на глиняных ногах, так и от поста участкового полицейского, обменивающего власть на безопасность.

Проблема в том, что и эта теория чревата недолжной редукцией в рассмотрении вопроса происхождения религии. Религиозность в рамках этого подхода может быть сведена к тому или иному внеэтичному фактору сознания, например, к опыту переживания смерти-возрождения, которому психологи-трансперсоналы уделяют вполне, впрочем, заслуженное внимание.

Мы же исходим из предпосылки, о которой мы будем говорить развернуто в основной части повествования, что в основе человеческой религиозности лежит стремление к совершенству, к освобождению от различного рода обусловленностей, к интеграции с другими существами в свободе и любви. Религиозность оказывается путем познания и творчества, раскрытием себя для встречи с абсолютным благом, с источником света, по лучу которого “вверх по течению” двигается познающий.

Феномен “религии”, будучи рассмотрен под таким углом зрения, оказывается центральным в человеческой истории и культуре.



Последний раз редактировалось: Митя (Чт Апр 05, 2012 4:39 am), всего редактировалось 6 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
брат орм



Зарегистрирован: 22.05.2010
Сообщения: 88
Откуда: сумрак, столб, степь, горы, лес

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 11:17 am   

Митя писал(а):
Вера в силу и власть - одни, вера в свободу и любовь - иные.

Вера в силу и власть - одно, вера в свободу и любовь - другое
м.б. так лучше?

Добавлено спустя 6 минут 36 секунд:

Митя писал(а):
Карла-Густава Юнга

Митя писал(а):
Уильяма Джемса

?
в четвертом абзаце снизу.

Митя писал(а):
Такие слова, как “бог” и “религия”, не избежали этой участи.

в четвертом абзаце сверху

Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:

ну и еще по мелочи

Добавлено спустя 2 минуты 18 секунд:

Митя писал(а):
Мы же исходим из предпосылки, о которой мы будем говорить развернуто в основной части повествования, что в основе человеческой религиозности лежит стремление к совершенству, к освобождению от различного рода обусловленностей, к интеграции с другими существами в свободе и любви.

к интеграции с другими существами в свободе, любви и творчестве?
интеграцию может заменить на что-то другое?

Добавлено спустя 55 секунд:

А в целом - хорошо. Давно пора!


_________________
Андрей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:36 pm   

брат орм, привет! Чувствуется опытный редактор!
Я, Митя, тоже в ужасе споткнулся на "Кала-Густава Юнга".)))
Пиши дальше. Хорошо.

После исправления этот пост, разумеется, удалить.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Чт Апр 05, 2012 3:50 am   

Спасибо за отзывы и за редактуру, Яков и Андрей! Будут еще мысли и замечания, комментарии и так далее - кидайте. Мне будет полезно и в помощь. Опечатки исправил. Насчет слова "интеграция" и иных стилистических моментов - сначала допишу все введение, а потом буду с вашей помощью править стиль. Андрей, слова "одни" и "иные" в упомянутом тобой предложении относятся к слову "плоды" в предложении предыдущем. С ним они и согласованы.

Добавлено спустя 5 часов 42 минуты 13 секунд:

Феномен “религии”, будучи рассмотрен под таким углом зрения, оказывается центральным в человеческой истории и культуре. Религия, как стремление к идеалу и совершенству, оказывается стержнем того, что мы называем культурой, ее средоточием. Явление принадлежит миру культуры настолько, насколько оно религиозно в этом смысле этого слова. Слова “культура” и “религия” оказываются синонимичными.

Однако слово “религия” претерпело столько превращений за последние два тысячелетия, что его и вправду весьма затруднительно использовать в области философии так, чтобы в сознании потенциального читателя не активизировались те смысловые коннотации, которые авторы вовсе не имели в виду, употребляя это слово. В сознании множества людей религия - это и есть жреческая корпорация с ее иерархией, ритуалом, “святынями”, адептами. Именно в этом качестве религия мыслится современным человеком и даже оказывается элементом правовой системы.

Сфера идеала оказывается в современном обществе лишена именования, человеческая активность в этой сфере не имеет своего словесного ярлыка. В дальнейшем нашем повествовании, если не воспоследует специальных уточнений, под словом “религия” следует понимать именно “духовный путь”, активность человека в сфере идеального. В этой “высшей религиозности” обретают единство кажущиеся часто непреодолимо разделенными области - “наука”, “искусство”, “философия”, этика, эстетика, практическая деятельность человека, его “дело, слово и помышление”.

В этом контексте человек может быть внекофессиональным, но не может быть внерелигиозным. Точно так же человек может не иметь отношения к миру современной науки, но в любом случае он познает реальность, совершает познавательные акты, накапливает опыт и его обрабатывает. Каждый человек живет духовной жизнью, идет по тому или иному уникальному духовному пути, делает шаги по направлению к свободе, любви и правде - или же в сторону от них, но уйти от этих проблем не может. Не может - поскольку глубиннейшая и высочайшая суть человека и есть свобода, любовь, творчество, истина и благо. Об этих проблемах можно попытаться забыть, но в кризисные, переходные периоды они неизбежно актуализируются в его сознании.

Поскольку “традиционные религии” в лице соответствующих конфессиональных корпораций сохраняют сильное влияние на жизнь общества даже в секуляризованных сообществах, необходимо тщательнейшим образом пересмотреть их наследие. Это наследие предельно противоречиво. Именно традиционные конфессии оказываются носителями высших духовных ценностей человечества, трансформирующих социум и поныне даже и против желания кокретных представителей жреческих и пост-жреческих корпораций. С другой стороны, эти конфессии находятся в арьергарде социального прогресса человечества, неся в себе законсервированные агрессивно реакционные элементы прошлых стадий развития, жаждущие реванша.

Предшествующий абзац относится ко всем традиционным структурам. Однако во главе процесса глобализации оказалась одна из человеческих культур - европейская, имеющая, в дополнение к своей родо-племенной "языческой" основе, с одной стороны, эллинско-романские, а с другой - иудео-христианские (шире - авраамические) корни. Конечно, мы находимся в глобализационном “плавильном котле”. В разных участках этого котла мы имеем различную диспозицию. Очевидно, что даже и на европейскую в широком смысле этого слова культуру оказывают ныне обратное воздействие инокультурные традиции - индо-буддистские, даосско-конфуцианские, традиции коренного населения Америки, Африки, Азии и Океании - и даже, казалось бы, мертвые традиции, такие, как египетская, майянская и, тем более, дохристианская греко-римская.

Но мы в первую очередь зададимся целью исследовать традицию, которая первой распространила свое влияние на весь земной шар, европейскую, в духовном центре которой находится Благая Весть Иисуса, которую одновременно сохраняют и развивают и ее же профанируют и паразитируют на ней христианские традиционные конфессии, которая явила себя в небывалом доселе явлении гражданского внеконфессионального общества, основывающегося, тем не менее, на христианских идеалах.

Эти идеалы нуждаются в постоянном прояснении в постоянной рефлексии на них - дабы они не покрылись в сознании человека и общества пылью и плесенью, не утратили своего центрального положения, поскольку даже частичное их забвение чревато крахом провиденциального проекта “человечество”.

Сердцем европейской традиции оказывается провозвестие Иисуса, Его личность, Его личность, Его деяния.

Мы попытаемся провести параллельно историческо-библеистическое и философское исследования с целью показать, как происходила телеологическая подготовка человечества к пришествию Иисуса. Оно стало своего рода мистическим кристаллом, в котором сошлись предшествующие линии развития, преломились в нем, создав уникальный ярчайший луч, приуготовляющий прорыв человечества во всех областях его деятельности, трансформирующий саму природу человека и мира, в котором человек живет. Мы попробуем поразмышлять о том, как этот луч преобразовывал индивидуальное и коллективное сознание - и о том, какое сопротивление ему на протяжении христианской истории оказывали регресссивные, реакционные стороны этого сознания.

Наконец, мы попытаемся оценить перспективы развития социума в духе Благой Вести. проблемы соединения “индивидуализации веры” с потребностью в формировании новой социальности более высокого типа, в большей степени проникнутой евангельским идеалом, не допускающим тиранического господства какой бы то ни было идеологии, тем более не могущей быть терпимой, когда она пытается паразитировать на провозвестии Иисуса.

Мы отдаем себе отчет в грандиозности поставленной задачи и в слабости наших интеллектуальных и духовных сил. Мы не имеем претензии на то, чтобы предстать в роли учителей и наставников. Все то, что будем нами сказано - не более чем гипотеза, поиск, предположение, повод для дискуссии. Скорее - попытка обратить внимание на определенные вопросы и показать как эти вопросы увязываются между собой в единое целое одним или несколькими возможными способами, чем предложение готовых решений. Естественно, мы сможем лишь наметить некоторые возможные подступы к этому комплексу вопросов, попытавшись продолжить дело, не нами начатое и которое закончим не мы. Но вопросы эти представляются нам предельно актуальными для человечества на сегодняшний день.

Наша работа будет представлять собой соединение метафизического трактата, историософского исследования, библейской экзегезы, культурологии, футурологии и социально-политической публицистики. Элементы по возможности строгого анализа будут сочетаться с вольными эссе - именно такого многобразия подходов и методик требует стоящая перед нами задача.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
klado



Зарегистрирован: 03.09.2012
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Сб Сен 15, 2012 9:22 pm   

Фёдор писал(а):
Митя писал(а):
судья человеку - его совесть.

Митя писал(а):
Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”.


Есть ещё один момент - проблема сообщества. Человек живёт в обществе и принимает его нормы - в той или иной степени. Как бы N не желал ходить голым по улицам, ему это сделать не удастся. Но это, прости, самый примитивный (хотя и наглядный) пример. Более сложная тема - весь комплекс взаимоотношений, включающий, например, законы, обязательные для исполнения всеми. Но кроме законов есть еще и более высокая планка - общественное согласие и общественная совесть. Собственно они о определяют всё остальное. Апелляция к индивидуальной совести - не слишком сильный довод. Ещё раз - человек живет в обществе, является его частью точно так же, как общество является частью человека. Поэтому возникает проблема конвенции "совестей" - или - проблема совести общества.

Демократия - оптимальная система по форме. И сама форма во многом уже обеспечивает положительное в духовном смысле её содержание. Демократия - это необходимая форма общественного сосуществования, но её содержания на сегодняшний день недостаточно для спиритуальной эволюции общества. Соответственно задачей может быть, с одной стороны - очищение религиозной сферы от образа "злого" бога, выработка фактически нового религиозного учения, с другой - наполнение этим учением демократии как оптимальной формы общественного развития.


Федор, думаю, не стоит усложнять. В этом месте речь идет о принципах выбора человеком, а не о том, как создать институт. Мне в такой форме мысль Мити кажется очень ясной и стопроцентно корректной.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий