Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Введение. Христианство как проповедь любви и свободы
На страницу
1, 2  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 9:21 am    Введение. Христианство как проповедь любви и свободы

Как быть в современном мире человеку, который, взяв в руки Евангелие, проникся идеалами Нагорной проповеди? Как быть, как действовать людям, которые осознали, что центральным моментом не только в христианской традиции, но во всей мировой истории, во всей мировой культуре, во всем бытии в целом являются Любовь, Свобода и Правда? Что делать тому, кто пришел к выводу, что именно эти слова выражают в человеческом языке высшую реальность, которую носители теистического мировоззрения называют Богом, но которая может быть названа и иным словом или даже не быть поименована вовсе?

Очевидно, что одним из главных искушений для такого человека, если его не остановил радикализм евангельской проповеди, будет столкновение с тем, что мы можем назвать “историческим христианством”. Евангельский образ Иисуса находится в ужасающем противоречии с многими элементами истории и доктрины так называемых “христианских церквей”, будь то церкви дохалкидонские, ортодоксальные (“православные”), католические или протестантские.

Конечно, нельзя утверждать, что это противоречие абсолютно и безысходно. И история того, что принято называть “христианской церковью”, и кодифицированные учения тех или иных “христианских конфессий” во многих своих элементах несут на себе печать евангельского духа. Во многих - но во всех ли? Какие именно из этих элементов действительно пронизаны божественным светом, а какие - суть результат приспособления конкретных людей, называвших себя христианами, к “духу века сего”?

Любовь и свобода, врожденное человеку чувство правды и озаренный этими божественными дарами разум - вот ориентир и критерии для выработки отношения к любому явлению. Идеалы любви и свободы стали достоянием человечества во многом именно благодаря воздействию духа евангельской проповеди, это единственные идеалы, которые можно назвать подлинно христианскими. И в свете этих идеалов и должна быть рассмотрена история церкви, ее политики и догматики - а также нынешнее положение дел в “христианских” деноминациях.

Каждый человек должен отвечать на эти вопросы самостоятельно, судья человеку - его совесть. В этом деле нам не может помочь ссылка на авторитеты, апелляция к чудесам и иное использование внешних критериев, имеющих отношение к культу силы, а не к свободе, любви и правде. Не может помочь - ибо вторичны по своей природе, поскольку именно сам человек - и никто иной - выбирает для себя эти критерии. Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”. Это силовое давление может манифестироваться в опыте конкретного человека различными способами - как в образе “крестоносца”, принуждающего к принятию “кредо” с помощью АК и других мощных инструментов подавления совести, так и в более мягком образе родственника, давящего на чувство вины перед предками, которые заповедали своим потомкам чтить именно эти, а не какие-либо иные, ценности и авторитеты.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:01 am   

Митя писал(а):
судья человеку - его совесть.

Митя писал(а):
Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”.


Есть ещё один момент - проблема сообщества. Человек живёт в обществе и принимает его нормы - в той или иной степени. Как бы N не желал ходить голым по улицам, ему это сделать не удастся. Но это, прости, самый примитивный (хотя и наглядный) пример. Более сложная тема - весь комплекс взаимоотношений, включающий, например, законы, обязательные для исполнения всеми. Но кроме законов есть еще и более высокая планка - общественное согласие и общественная совесть. Собственно они о определяют всё остальное. Апелляция к индивидуальной совести - не слишком сильный довод. Ещё раз - человек живет в обществе, является его частью точно так же, как общество является частью человека. Поэтому возникает проблема конвенции "совестей" - или - проблема совести общества.

Демократия - оптимальная система по форме. И сама форма во многом уже обеспечивает положительное в духовном смысле её содержание. Демократия - это необходимая форма общественного сосуществования, но её содержания на сегодняшний день недостаточно для спиритуальной эволюции общества. Соответственно задачей может быть, с одной стороны - очищение религиозной сферы от образа "злого" бога, выработка фактически нового религиозного учения, с другой - наполнение этим учением демократии как оптимальной формы общественного развития.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:02 am   

Это буквально - введение?
А что нас ждет дальше?
Если ожидается развитие, то просьба к автору - дать примерный план или оглавление. Спасибо.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 10:35 am   

Новое религиозное сознание не может быть просто "личной верой", хотя, естественно, должно её включать в себя. Оно может начаться с личной веры, но цель - социальная. Новая религиозность должна стать межличной, общественной, соборной, в конце концов. Религия должна быть демократизирована, а демократия - спиритуализирована. Демократия сделает невозможным претензию какого-либо мнения (этимология термина "ересь" тебе известна) на ортодоксальность. При религиозной демократии любое мнение - только ересь. Ортодоксальна лишь сама система спиритуальной демократии, гарантирующая свободу любым "ересям" благодаря традиционному либеральному набору: разделению и прозрачности властных институций, свободы социальных акций и пр. и пр. Речь идёт о возможности нового социального консенсуса. Сейчас есть детасады, телевидение, полиция, банки. Всё это - результат ныне существующего социального консенсуса. Но ведь может быть и другой консенсус, основанный на иных ценностях, но сохраняющий институциональные достижения демократии.

Добавлено спустя 7 минут 54 секунды:

Не государство должно стать церковью (конфессией), и не церковь должна стать государством. Все эти концепты безнадёжно устарели. Несостоятельной выглядит и идея некой надстоящей над обществом "этической инстанции". Само общество может повышать свой этический уровень. Но это возможно лишь в том случае, если у него появится чувство иномирной реальности.

Представьте себе, что люди будут ходить на выборы не только ради того, чтобы канализация работала и ДЭЗ не воровал. они будут участвовать в действии, в котором находит выражение иная, этически высшая по отношению к ним реальность.

Мы видим, что повышение этического уровня общества по некоторым линиям вполне возможно. Современный западный мир демонстрирует снижение уровня внутреннего насилия и нетерпимости. Представьте, что это может быть дополнено религиозным чувством. Не "инстанцией", не новыми попами в золотых лексусах, которые будут определять, что хорошо, и что плохо. Само общество естественно, на сетевом уровне будет вырабатывать новое ощущение должного и недолжного.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!


Последний раз редактировалось: Фёдор (Вт Мар 27, 2012 7:32 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:00 am   

Господа Митя и Федор!
Позвольте задать интимный вопрос.
Обладаете ли вы лично каким либо практическим христианским церковным опытом (исповедь, причастие, др.)?
Т.е. хотелось бы иметь ваши рассуждения на базе картины в целом.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:15 am   

Иаков писал(а):
Обладаете ли вы лично каким либо практическим христианским церковным опытом (исповедь, причастие, др.)?
Что называть исповедью и причастием? Любое искреннее обращение к Богу - исповедь. Любое сотворчество и переживание чувства любви к Нему - причастие.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:32 am   

А церковный практический опыт? (При наличии крещения, размеется)
Подготовка: пост, чтение покачнных канонов. Исповедь у священника, литургия, принятие святых даров из чаши?


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:37 am   

Что дал этот опыт Ивану Грозному?


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 4:57 pm   

Фёдор писал(а):
Что дал этот опыт Ивану Грозному?

Вопрос отметаю, как некорректный!
Я не знаю - что дал этот опыт Ивану Грозному. Может что и дал.
Некорректность в том, что ты, Федор, ответил так, как будто я уличил вас в отсутствии этого опыта и порицаю за это.
Ничего подобного.
Но раз уж ты перевел вопрос в эту плоскость, то имею сообщить, что этот опыт немало дал
Павлу Флоренскому, Сергию Булгакову и, полагаю, Владимиру Соловьеву, а также Даниилу Андрееву.
Без напряжения список могу продолжить.
Считаю. что игнорирование "этого опыта" обеднит данную ветку.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:00 pm   

Иаков писал(а):
ты, Федор, ответил так, как будто я уличил вас в отсутствии этого опыта и порицаю за это.
Я ответил так, потому что не понял, какое отношение этот вопрос имеет к обсуждаемой теме. Буду признателен за разъяснение.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:15 pm   

Фёдор писал(а):
Я ответил так, потому что не понял, какое отношение этот вопрос имеет к обсуждаемой теме
Имхо прямое.
Митя, если я правильно понял, определяет "христианство как проповедь любви и свободы". И этим ограничивает.
Но Христианство не только проповедь, но и практика не в меньшей, если не в большей мере. (Ко всем иным реплигиям это также относится) Если Митя этого не отрицает, то как-то смазывает.
Против этого я и возражал.
А практика как-то ограничивает свободу. (Любовь - нет)
Или не ограничивает, но антиномична.
Как, например, жесткий аскетизм и свобода.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 7:31 pm   

Иаков писал(а):
Митя, если я правильно понял, определяет "христианство как проповедь любви и свободы". И этим ограничивает.
Предлагаю дождаться разъяснений от основателя ветки.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2012 11:20 pm   

Прошу прощения, но я этот разговор перенесу в другую ветку.

Иаков, я крестился после прочтения "Розы Мира" в 1991 году. Воцерковиться пытался неоднократно. Пик воцерковления был в 2000 году, когда я в течении нескольких месяцев был алтарником в церкви Владимирской иконы в селе Быково под Москвой. там настоятелем был (кажется и до сих пор есть) Валентин Дронов, любитель Даниила Андреева. Так что опыт "церковной жизни" у меня, хотя и нерегулярный, но был.

О "практическом христинаском церковном опыте" речь тоже будет в тексте идти.

Да, Иаков, христианство - это практика. Это путь. Это жизнь. Это не только "церковная", "храмовая", "ритуальная" практика. И не столько. И эта практика - практика свободы. Я не совсем понял, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что "практика ограничивает свободу". Аскетизм (добровольный) можно рассматривать как проявление свободы, а не как ее ограничение.

Даниил Андреев писал(а):
"Признавая мистическую действенность таинств, установленных древним христианством и совершаемых священниками христианских церквей, нельзя, однако, не отметить, что вследствие сдвигов, происшедших в мировом религиозном сознании за последние века, наше изменившееся понимание стремится вложить в некоторые таинства, например в евхаристию, существенно новый смысл".


Поговорим вот об этом, например.

Добавлено спустя 10 часов 57 минут 12 секунд:

Продолжаю.

Мы исходим из того, что существует путь (или многообразие путей), возводящий человека на новые уровни существования. На этом пути человеку оказывается помощь. Эту помощь, если рассуждать, сообразовываясь с идеями блага, свободы и любви, ему оказывают те, кто достиг этих уровней ранее - а в пределе (беспредельности) сама реальность любви и свободы, Сам Бог, Который может познающим восприниматься и как безличное, и как личное начало, синтез же их располагает нас мыслить о Божестве как о Сверхличности. В Себе же Бог остается для нас апофатичным, непознаваемым, проявляясь для нас прежде всего именно как свобода, любовь, творчество, истина и красота, которые возможны именно потому, что источником их является непостижимое, превышающее любые наши ограниченные представления благое Божество.

Суть христианства не есть только проповедь пусть и благих, но все же абстрактных идей свободы и любви. Это путь жизни, охватывающий все без исключения сферы человеческих проявлений. Этот путь соединяет в себе и преодолевает все рассудочные бинарные оппозиции, в том числе двойственность “абстрактного” и “конкретного”, приводя ищущего к его цели - целомудренному состоянию, к целостности, обретаемой в соединении с божественным Источником. Достижению человеком этого высшего состояния - состояния озаренности всего его существа светом божественных энергий, вхождению в полноту свободы, любви и истины - могут помочь разнообразные средства - молитва и медитация, разнообразные аскетические и иные практики и психотехники, как индивидуальные, так и коллективные. У нас нет сомнений в том, что в историческом христианстве (впрочем, как и во многих иных сообществах прошлого и настоящего) были выработаны действенные способы продвижения по этому пути - и что эти способы соединяют в себе таинственное действие божественной беспричинной благодати и встречное усилие людей, открывающих этой благодати свое сердце, свое сознание, свой разум.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2012 8:55 am   

Это действие благодати на человека, будучи воспринимаемо высшими сферами его духа, организует в целях продвижения человека по пути событийную ткань его жизни. Человек постоянно получает новый опыт - и провидение дает человеку возможность выходить на новые уровни осмысления реальности. Обостряются его чувства и разум, совершенствуется его этическая система ценностей. Человек освобождается от пут эгоистической ограниченности и учится понимать - чужое и непонятное становится в акте понимания любимым.

Но социум состоит из отдельных людей, многие из которых осознанно стремились и стремятся к развитию в себе высших потенций. Взаимное сотворчество таких людей не может не вести в итоге к прогрессу человечества, к духовному развитию уже не индивидуума только, но целых сообществ, а в конечном счете и всего человечества. Мы уверены, что провидение направляет ко благу существование не только отдельных личностей, но и жизнь коллективов живых существ планеты и всей вселенной. Да, этот путь нелинейный. Как отдельный человек, так и человеческие сообщества не застрахованы от срывов, тем более ужасных, чем большего человечество достигло на своем пути. Но, вопреки распространеному мнению, возрастание человека в духе очевидно. Очевиден рост понимания, выражающийся в постоянном преодолении групповой обособленности, в преодолении агрессивности - и во многих иных явлениях. Налицо этический прогресс человечества. Благая весть Иисуса, весть о Его словах и деяниях становятся сегодня в силу этого прогресса яснее, понятнее, чем когда бы то ни было ранее.

Именно в свете нового понимания, открывающегося людям, накапливающихся в коллективном сознании его квантов и интегрирующихся в новых, более этичных типах мировоззрения и систем этических ценностей, и следует провести пересмотр истории “мифологии”, “религии”, “философии” - всех путей творчества и познания. В частности - иудео-христианской, “библейской” традиции.

В этой работе мы намереваемся показать, что идеи гражданского общества, основанного на сетевом принципе, демократии, толерантности, прав личности и ее свобод, индивидуализации ее духовных путей в сочетании с объединением человечества в одно целое непосредственно проистекают из Благой Вести Иисуса, предполагаются ей и являются основой для дальнейшего движения человека и человечества на пути к благу и совершенству, к единению друг с другом и с Богом в свободе, любви и творчестве.

Добавлено спустя 23 часа 51 минуту 23 секунды:

Продолжаем. Текст пока "сырой", в дальнейшем будут вноситься коррективы и перестановки.

Также мы предпримем попытку очертить перспективы развития тех идей, которые принято сегодня называть “секулярным гуманизмом”, преодолеть ложную конфронтационную дихотомию между “гуманизмом” и “религией”. Мы неспроста берем эти слова в кавычки - поскольку в культуре эти слова оказались наполнены значениями, выработанными враждующими сторонами. Этими враждующими сторонами стали, с одной стороны, конфессиональные реакционеры, в значительной степени выхолостившие суть этической христианской революции, а с другой - во многом порожденные этими реакционерами “секуляризаторы”, вместе с водой реакции выплескивающие и ребенка - высокую христианскую мистику и этику. Именно синтез идей гуманистического ряда - христианских по своей сути, хотя и рождавшихся во многом в процессе конфронтации с частично дехристианизированными церковными корпорациями - с христианской мистикой и этикой и должен стать, по нашему мнению, новой стадией развития гражданского общества. Не отказ от уже выработанных принципов толерантности и прав человека, но выход этих принципов на еще более совершенный уровень - вот одна из целей подобного синтеза.

“Секулярная демократия” и “секулярный гуманизм” в перспективе могут стать “спиритуальной демократией”, “спиритуальным гуманизмом”. На начальной стадии этого превращения мы и находимся в наши дни. Основные его черты - освобождение человечества от ограничивающих моментов как клерикализма, так и его обратной стороны - побочных эффектов гуманистической революции последних пяти-шести веков.

Человеческое сознание имеет, помимо своих божественных потенций, и иной, анти-провиденциальный аспект. Оно подвержено, с одной стороны, косности, инерции, страху, ксенофобии и конформизму, а с другой - стремлению к доминированию и самоутверждению за счет других живых существ, других элементов универсума. Этот негатив в совокупности с трагическим стечением исторических обстоятельств привел к тому, что евангельская весть в своем историческом существовании оказалась смешана с чуждыми ей ценностями, установками и представлениями, искажающими, замутняющими, принижающими ее.

Именно эти регрессивные особенности человеческого сознания привели к тому, что в течение нескольких веков после Иисуса возникла жесткая иерархическая социальная структура, отождествляющая себя с “христианской церковью”. Она не без успеха попыталась “приватизировать” христианство, предстать единственным легитимным глашатаем Благой Вести и дискредитировать альтернативы. Эта организация декларировала принадлежность к ней в качестве необходимого условия для “спасения души”, для достижения человеком его сотериологической, эсхатологической цели. “Церковь” вступила в тесный союз с государственной властью в Византии, а затем и во многих других странах. Государственная власть в обмен на почти что безоговорочную поддержку способствовала монополизации духовной жизни подконтрольных ей людей в руках “церкви”, в том числе и жесткими насильственными методами. В свою очередь, верхушка “церкви”, войдя в состав политической элиты, выстроила свою “вертикаль власти”, став, по сути, частью государственной машины. В результате такие аспекты христианской жизни, как быт, вероучение, культ, структура общины, оказались в той или иной степени унифицированы, подконтрольны “церковной” верхушке и в целом политической элите. Отказ Иисуса от “власти над царствами” обернулся принятием этого искушения для многих из тех, кто объявил себя Его последователями.

Несмотря на очевидную профанацию христианских идеалов, можно усмотреть в этой “симфонии властей” и провиденциальный аспект. Унификация привела к кристаллизации “церковного канона”, в результате новозаветные тексты оказались “законсервированы”. В них оказалось невозможно вносить дальнейшие изменения - в том числе и с целью профанации идеала. Империя проглотила христианскую “наживку”, приняла в себя то, что в итоге не смогла вместить. Идеи свободы и любви продолжали жить и развиваться - и в итоге взорвали государство изнутри, инициировав процесс освобождения личности из-под гнета регрессивных социальных систем. Совершенно не случаен тот факт, что этот взрыв произошел именно в христианских обществах. Нелепо утверждение, что в итоге мы получили “постхристианское общество, впавшее в апостасию (отступление) от “истинной веры”. Не апостасия, а катарсис, не отказ от христианских идеалов, а очищение их от чуждых им элементов - вот глубинная суть европейского, а затем и глобального гуманизма. Эта революция еще далека от своей победы. На пути к ней необходимо преодолеть, с одной стороны, сопротивление отживших форм репрессивной религиозности (фактически - от идолопоклонства), а с другой - побочные эффекты. сопутствующие всякой революции, чреватые почти что полным отказом от христианского идеала. Словом, от тех аспектов социальной жизни, которые препятствуют организации общества на принципах свободы и любви.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2012 9:31 am   

В этой борьбе центральным моментом является образ Бога, принимаемый человеком - образ высшей реальности, идеал, которым человек руководствуется на своем жизненном пути. Идеал всеобъемлющий - метафизический, этический, социальный, личностный - одним словом, идеал экзистенциальный. Если попытаться свести конфликты последних нескольких веков в этой сфере к неким предельным позициям, то мы получим следующую картину. Человеку предлагается выбор из трех образов высшей реальности, которые в итоге можно свести к двум - “Бог есть власть” и “Бог есть свобода и любовь”.

Первый образ - это представление о высшем начале как о мировом абсолютном диктаторе, требующем беспрекословного повиновения, транслирующем свою волю через жреческую корпорацию и всю политическую власть в целом. Второй образ описать сложнее - проще представить себе образ Иисуса, который сказал: “Я и Отец - одно”, “вы во Мне, и я в вас” и “будьте совершенны, как Отец ваш небесный”. Третий же образ есть тот самый побочный эффект европейской секулярно-гуманистической революции. Он не настолько очевиден, поскольку многие его носители постулируют свой отказ от всяких форм религиозности. Однако этот отказ носит чисто декларативный характер - высшая реальность в этом мире просто оказывается безличной и слепой - но столь же безжалостной, лишающей свободы, принудительной, вне- и антиэтичной, как и образ “бога” как силы и власти. Таким образом, первый и третий из рассматриваемых образов различаются только в вопросе о личном или безличном характере злого “бога”. Этика и в том, и в другом случае оказывается вторичной, и сводится в итоге к необходимости подчинения силе и неизбежности, будь то воля мирового диктатора или же железная детерминированность мировых законов.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След. [Всё]
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий