Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

"Хозяева сада" в книге "Бытие"
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Ср Фев 15, 2012 11:21 pm    "Хозяева сада" в книге "Бытие"

Как можно прокомментировать следующий сюжетный ход из Ветхого завета, предложив этически адекватную его интерпретацию:

1. Хозяин (точнее, хозяева, там слово "элохим" употреблено, множественное число) сада запрещает людям есть плоды с древа познания добра и зла. Говорит, что употребление их приводит к летальному исходу. "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".

2. После того, как люди нарушили запрет, выясняется следующее. Хозяева сада выражают опасение, что людьми будет испробован плод и с древа жизни, и тогда человек станет бессмертен, как сами хоязева сада, и допустить этого никак нельзя. "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

Каково мнение об этом сюжете библеистов?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Ср Фев 15, 2012 11:38 pm   

Вот, например, мнение одного библеиста:
Цитата:
Одна из самых блестящих страниц работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» посвящена умирающему рабству, которое «оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду». Это же отношение к труду выражено в религиозной форме в семитическом мифе об осуждении первого человека, виновного в нарушении приказа своего господина. Этот человек вкусил от запрещенного плода дерева жизни, делающего людей подобными богам, и был изгнан из Эдема, сада блаженства, миф о котором встречается почти у всех народов. За свое ослушание Адам был наказан необходимостью трудиться. Отныне он должен был «возделывать землю, из которой он взят», и «в поте лица… есть хлеб». И в самом деле, с разложением первобытного общества и появлением режима, основанного на частной собственности, самые тяжелые работы, ремесленный труд и труд в целом в конце концов стали уделом угнетенных и рассматривались поэтому как род наказания. В классическом греческом языке термин баиаусос означает как работника физического труда, так и человека низкого и неприятного.

Миф о грехопадении первого человека отражает в религиозных образах это осуждение на труд и это отвращение к нему. Реабилитация труда может совершиться лишь при условии полной перестройки общества благодаря уничтожению эксплуатации человека человеком.


Устраивает?

Добавлено спустя 6 минут 7 секунд:

Вот фрагмент из Рассела, т.с. комментарий об одном из источников еврейского мифа: Ахура-Мазда
Цитата:
"творит фраваши, то есть человеческие души, которым предстоит родиться. Они по собственной воле поступают на службу к Ормазду сражаться против древнего врага и мешают Ахриману уйти в пустоту. Они связывают его в пределах космоса и времени, так чтобы Ормазд получил возможность восстановить свой разрушенный мир и воскресить возлюбленные свои творения. Тело единотворного быка сделало плодородным бесплодную почву, сухую землю увлажнил мягкий дождь, и растения вновь получили возможность произрастать в этом мире. Огонь был вновь зажжен. Семя мертвого Гайомарта вошло в лоно земли, и от этого союза произошли предки человечества Машье и Машьяне.

Первая человеческая пара обладала свободной волей, и поначалу они избрали любовь к Ормазду и служение ему. Но Ахриман склонил их ко греху, использовав против них саму сущность греха - ложь. Он солгал им, что именно он, Ахриман, а не Ормазд, сотворил этот мир, и Машье с Машьяне ему поверили. Вероломно обманутые, они совершили еще один грех - принесли в жертву быка (для маздаистов скот являлся воплощением изначального быка). Результаты греха первой человеческой пары оказались двояки. С одной стороны, они обрели знания и искусства, присущие цивилизации. Но с другой стороны, в мир, бывший прежде совершенным, проникли несогласие, ненависть, болезни, бедность и смерть. Само поведение первой человеческой пары извратилось. Ормазд желал, чтобы они произвели на свет детей, но они в течение пятидесяти лет воздерживались от связи. Когда же они, наконец, сошлись и породили близнецов, их отчужденность от изначальной космической гармонии была уже так велика, что они пожрали своих собственных детей.

Другие дети, рожденные вслед за этим, остались живы и стали прародителями человечества, но первородное отчуждение продолжает действовать в нас. Мы живем в извращенном Ахриманом и отступничеством наших праотцов мире. Человечество объединяет собой три природы: божественную, происходящую от Ормазда, плотскую и греховную, идущую от Машье и Машьяне, и демоническую - от Ахримана. Вся наша надежда в том, чтобы подавить в себе зло и вывести на первый план божественные элементы"


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 08, 2012 5:40 pm   

Суть Митиного вопроса в моральной оценке.
Имхо - ошибочная постановка.
Вот если бы некто втюхивал другому имяреку Пятикнижие, как образец поведения в быту, тогда другое дело.
Возможно есть отодоксальные иудеи, к-рые так и делают. Я о таких не слыхал.
Вроде бы в цивилизованных обществах никто не ищет образцов поведения в древних писаниях.

Например, равноапостальная княгиня Ольга, ее внук также равноапостальный Красное Солнышко, и многие другие русские святые в жизни часто были сущие крокодилы. А они уже Новым Заветом руководствовались.
В общем, нефиг там мораль искать. Да никто и не ищет. Только время от времени откровенный аморализм древних писаний вдруг возмутит чувствительную современную душу. Но, слава Богу, дальше кругов на воде дело не идет.
Итак. Мораль искать не надо.
А вот анализировать святость, или звание человекодуха по Андрееву, или там роль Александра Невского по недопущению в Новгород оранжевой чумы и т.д. и т.п. - плодотворно. Имхо.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Сб Мар 10, 2012 12:45 am   

Иаков писал(а):
Вроде бы в цивилизованных обществах никто не ищет образцов поведения в древних писаниях.


Иаков, а где можно увидеть цивилизованное общество? В США существует, например, так называемый Bible Belt - "Библейский Пояс", где живет множество фундаменталистов, настаивающих на буквальной интерпретации шестоднева и фанатично пытающиеся навязать свою мифологию, мировоззренческие и моральные нормы всему обществу. У Европы есть свои проблемы. Эти люди вполне готовы применять нормы Пятикнижия в жизни - и камнями побивать тоже. В России вот недавно Василий Якеменко в связи с делом Pussy Riot процитировал книгу "Левит" - там как раз о побивании камнями до смерти говорилось. Чуть что, фундаменталисты (и не только - любые люители завинчивания гаек и отката в прошлое) вспоминают лишенные даже налета гуманистичности нормы. Вполне буквально.

И если мораль не искать - то что же мы будем там искать? И зачем?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Похожие темы
Тема Автор Форум Ответов Добавлено
Нет новых сообщений А. И. Куприн - вестник "Розы Мира?" Alexander Беседка 0 Пт Май 10, 2013 2:57 am Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений "Что вы свяжете на земле..." Митя Библеистика 1 Пт Апр 27, 2012 10:43 am Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Иустин Философ и "философская партия" в Церкви Митя Библеистика 0 Пн Апр 09, 2012 11:43 pm Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Новости "Воздушного Замка" Ярослав Беседка 6 Сб Ноя 27, 2010 10:19 am Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений К "Предвидение Богом будущего" Иаков Беседка 8 Сб Окт 02, 2010 2:59 am Посмотреть последнее сообщение




Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий