Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Арийский простор
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Герменевтические исследования текстов Даниила Андреева -> Метакультуры и трансмифы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Вт Сен 14, 2010 10:53 pm    Арийский простор

В андреевской номенклатуре метакультур (словосочетание настолько же тяжеловесное, насколько и аллитерационное) особое место занимает "метакультура итога". Андреев называет ее "общечеловеческой", предполагая, что она получит не только планетарное распространение, но и обретет вполне четкие социально-политические и религиозные контуры. Для ДА эта метакультура - только одна из 34-х, существовавших за время развития человечества. Любопытно, что ДА определяет ее как преимущественно христианскую - во всяком случае, в тех культах, которые, как он надеется, будут развиваться на нашей планете, одним из ключевых будет именно христианский компонент. Это означает, что "метакультура итога" в мифе "Розы мира" оказывается связана преимущественно с трансмифом христианства.

При этом нужно отметить, что миф Андреева пронизан иранскими мотивами. Это "иранство" обнаруживается в самых разных его аспектах. От концептуального этико-экзистенциального дуализма, до эксцентричного заявления о необходимости физического уничтожения в эпоху Розы Мира всех насекомых-паразитов и тех хищных видов животных, которые не могут быть просветлены (естественно, что здесь вспоминается образ храфстра, которых должен уничтожать праведный маздаясниец). Мы можем обнаружить в мифе Андреева множесто подобных разномасштабных линий, связывающих его с иранской религиозно-культурной традицией. Эта связь Андреева с Ираном не может быть объяснена, например, в контексте его реинкарнационных предпочтений. Здесь, скорее, следовало бы ожидать мощного присутствия индийского (точнее индуистского) духа. Трудно найти истоки андреевского "иранства" и в русской традиции. Естественно, что "скифы мы", и что древние арии когда-то жили где-то в пределах современной территории РФ, а русский язык входит в семью индо-европейских языков. Но этого явно недостаточно для того, чтобы увидеть основы андреевского иранства в русском наследии.

*****************************
Аримойя основывается тем, кто в своем последнем воплощении в Энрофе был пророком Иранской метакультуры Заратуштрой, а ныне пребывает в Элите Шаданакара. Видимо, иранская духовность Заратуштры особенным образом влияет и будет влиять на становление общечеловеческой метакультуры. Само имя ее затомиса может сказать о многом. В имени «Аримойя» явно слышен ирано-индийский корень «арья-».

Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин возводят самоназвание этих племен (arya) к слову ari, которое в ведийскую эпоху означало «чужак, пришелец, иноземец». В дальнейшем производное от него arya стало означать «благосклонный, доброжелательный к пришельцам», то есть гостеприимный, а так же «свободный человек, хозяин, человек благородного происхождения».

Эта этимология имеет параллель с другим семантическим рядом в праиндоевропейском языке. В древности hostis первоначально означало не только чужака, который мог быть настроен враждебно. Этого врага, попавшего в плен, могли принести в жертву богам. Эта жертва вполне могла иметь и заместительный смысл – чужак заменял на алтаре «своего» (именно с этим древним обрядовым действием связан греческий термин hostia – жертва, получившая новый смысл уже в христианстве). У древних индоевропейцев отношение с чужыми были, естественно, не только враждебными. Hostis мог быть послом, купцом, гостем. Заметим, что в древней Руси купцов называли «гостями». Соответственно должны были существовать и знатные люди, которые могли принять этих чужаков. Отсюда и происходит слово hostipotis – т.е. тот, кто оказывает покровительство пришельцам, чужакам, становящимся для него гостями (в современном смысле этого слова). Отсюда происходит и русское «господин» и «Господь».

Давно стали банальными слова о том, что все мы – странники в этом мире. Но может быть в этой банальности можно обнаружить актуальные идеи для новой эпохи. Господь – это тот, кто оказывает свое покровительство всем странникам мироздания. И, может быть, грядущая метакультура будет среди своих основ иметь и устремленнось к странничеству, духовному номадизму, так хорошо знакомому древним ариям…

В современных словарях «арий» обычно переводится как «благородный». И здесь мы тоже можем увидеть особый смысл в звучании языка. Высшее благородство каждого человека может и должно пониматься только как его происхождение от Бога. И в имени Аримойи можно увидеть глубокое значение. Братство Розы Мира будет возможно благодаря осознанию человечеством того, что Бог есть Отец для всех. Что человечество, по выражению Вл. Соловьева, это «род Божий». «Бог есть наш родной «Отец» или – обращая это суждение – что наш истинный отец есть сам Бог. Это значит, что все мы, даже самые грешные и слабые из нас, по подлинному нашему происхождению – чада Божии, что мы «рождены свыше», «от Бога» (С.Л. Франк). Но Бог не только «Отец». Можно сказать, что наша мать – это Вечная Женственность, Приснодева Вселенной.

В древних иранских диалектах можно найти слова, этимологически связанные с «арья» и созвучные Аримойе. В авестийском языке (диалекты Гат и «Младшей Авесты») «Арьяман» означает «арийское дружелюбие, радушие, гостеприимство» (в "Гатах" не упоминается).

Удивительно созвучие авестийского «Арьяман» – и позднего «Ахриман». Этимологически «Ахриман» (в греческом звучании «Ариман»), наиболее вероятно, является поздней версией (среднеперсидской) авестийского «Ангро-Майнью». Это имя владыки зла в «Младшей Авесте» (в Гатах Заратуштры это имя не употребляется). В «Розе Мира» Ариман – это имя династии уицраоров Иранской метакультуры (РМ, ). Она давно погибла, но в современной культурном контексте слово «Ариман» сохраняется и ассоциируется со злом и тьмой. И в данном случае, обращает на себя внимание некоторое фонетическое сходство этих слов: «Ариман» – «Аримойя». Любопытно в связи с этим вспомнить, что еще в Гатах Заратуштры духи Света и тьмы, вызванные к жизни Ахура-Маздой, считались близнецами, каждый из которых избрал свой путь.

Спэнта-Армайти на авестийском языке означает «Святое Благочестие». И мне кажется неслучайным, что Андреев именует Аримойю «священной» (РМ, 138), «блаженной» (РМ, 496), «блистающей» (РМ, 588) (хотя, возможно, Аримойя – слово не женского, а мужского рода). В «Гатах» Заратуштры Спэнта-Армайти было олицетворением благого качества Ахура-Мазды, своего рода одной из шести Его эманаций. Армайти – понятие точно такого же семантического порядка, что и современное (и, возможно, древнейшее) русское «мир», объединяющее в себе «мiр» (т.е. землю, общину, народ) и «мир» (противоположность войне).

В более поздней пехлевийской традиции Спандармат – женское божество, персонифицирующее Землю. Любопытно, что это имя носил и последний, двенадцатый месяц зороастрийского календаря (Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб – М., 1998., с. 450, 502; Авеста в русских переводах. СПб, 1998, с. 460; Пехлевийская Божественная комедия. М., 2001, с.189). Двенадцатый месяц предварял наступление Нового Года. Его празднование символизировало упование людей на конец обычного времени и наступление новой, светлой и счастливой эпохи, очищенной от зла. Новый Год был прообразом нового мира, который должен был установить Спаситель-Саошьянт.

Следует еще добавить, что древнеиранское (или, если угодно, индо-иранское) «Спэнта» («Святая») присутствует и в имени Звенты-Свентаны, приблизительный смысл имени Которой – «Светлейшая из светлых и Святейшая из Святых» (РМ, 264). Андреев видит в этом имени славянские элементы. Однако можно увидеть здесь и исключительно древне-иранский образ - Спэнта-Спэнтана - "Святая Святых", "Наисвятейшая". В ревизии андреевского мифа это вполне возможно, если учесть, что Андреев часто неверно слышал имена иных миров (например "Шан-Ти" вместо "Шан-Ди") или восприятие Андреева фиксировало одну из возможных звуковых версий имени затомиса ("Зерван"/"Зурван").

Иранское имя и былая национально-религиозная «принадлежность» основателя затомиса "общечеловеческой" метакультуры означают, что она будет содержать в себе многие элементы иранских религий, связанных с трансмифом религиозной веры, возвещенной Заратуштрой. Он был первым пророком «дуалистического монотеизма» – религии, в которой утверждалось бытие единого благого Бога, но при этом остро осознавалось существование Его непримиримого антагониста – духа зла. Гатический маздеизм Заратуштры акцентировал внимание не на всемогуществе Единого Бога, как это было в монотеистических религиях авраамистической традиции, а на Его благости в мире, в котором присутствует зло...

Добавлено спустя 21 час 27 минут 37 секунд:

******************************
Для того, чтобы могла быть осуществлена новая метакультура, в сегодняшнем мире, вероятно, уже не нужно тех тысячелетий, которые были необходимы первым метакультурам человечества. В прошлом даже становление в течение нескольких тысячелетий не избавляло метакультуру от участи остаться трагически недостроенной в Энрофе. В современном информационном и предельно населенном мире общечеловеческой метакультуре при благоприятных условиях понадобится сравнительно немного времени для широкого распространения. Поэтому в принципе неудивительно, что Аримойя сможет стать могучим синклитом и достигнет полноты своих сил за сравнительно небольшой промежуток времени.

Добавлено спустя 24 минуты 15 секунд:

******************************
По отношению к религиозной системе Розы Мира Андреев в своих произведениях использовал термины «интеррелигия», «религия итога», «сверхрелигия», «панрелигия». Андреев вводил эти названия, как он сам отмечает, за неимением лучших, и, действительно, они могут вызвать ассоциацию с идеей некоей новой мировой синкретической религии, т.е. с идеей, которой у Андреева нет. В «Розе Мира» отсутствует концепция слияния всех религий мира в одну, нет у Андреева и идеи упразднения существующих ныне вероисповеданий ради создания новой религии, эклектически объединяющей в себе культы разных религий. В «Розе Мира» представлены две религиозные модели грядущего.

Суть первой – в объединении всех христианских церквей и в заключении ими унии со всеми религиями «правой руки». Религии человечества в эпоху Розы Мира не растворятся в ней, а остаются связанными с теми метакультурами, с которыми они и были связаны раньше.

Другая модель, представленная в «Розе Мира», существенно отличается от первой. В «Розе Мира» Андреев создает панораму новой христианской (хотя и отличающейся от прежнего исторического христианства) религии, отнюдь не синкретичной, со своей догматикой, культом, религиозным искусством . Догматике Андреев уделяет довольно скромное место, но относительно подробно описывает культ грядущей религии Розы Мира. Этот единый культ включает в себя пять культов, три из которых имеют «универсальный, космический смысл; по самому существу своему они могут и должны быть едиными для всего человечества» (РМ, 556): Бога-Отца, Триединого Бога, чтимого под символом Солнца Мира (РМ, 556); Приснодевы-Матери (Вечной Женственности); Бога-Сына (храмы этого культа в основном посвящены образу Иисуса Христа – РМ, 555).

Но можно представить себе и другие варианты развития событий.

Например, грядущая метакультура в плане своего взаимодействия с другими аналогичными образованиями, может иметь сходство с Северо-буддийской, которая уникальна по составу своего сверхнарода. В ней нет ни ведущей нации с сообществом сопутствующих ей малых наций, ни сообщества наций. Эта метакультура распространилась среди народов, которые – именно как этнические сообщества со своей территорией и государственностью – принадлежат к другим сверхнародам. Китайцы являются основным народом (этносом) соответсвующей Китайской (хотя я бы предпочел именовать ее Синической) метакультуры (к этой же метакультуре принадлежат корейский и вьетнамский народы). Японцы, тибетцы и монголы являются единственными народами в собственных метакультурах, которые, правда, согласно Андрееву, остались недостроенными в историческом слое. Синклиты японского, тибетского и монгольского сверхнародов находятся в затомисах этих метакультур – Никисака, Бон и Юнкиф. Страны Дальнего Востока является географическим пространством, где национальные метакультуры сосуществуют с Северо-буддийской. И китаец, вьетнамец, кореец или японец может быть одновременно даосом, конфуцианцем (или синтоистом) и буддистом.

Итак, вполне вероятно, что Общечеловеческая метакультура в вышеуказанных аспектах может иметь сходство с Северо-буддийской. Она может распространиться по всем народам земного шара, но, вероятно, особой «осевого» этноса у нее не будет. Наиболее вероятно, что во многих регионах земли общечеловеческая метакультура не вытеснит какую-либо из существующих ныне метакультур, а будет с ними взаимодействовать.

А Восточно-Славянская (Российская) и общечеловеческая метакультуры в плане духовного и религиозного преемства во многом могут соотноситься так же, как Еврейская и христианские метакультуры, возникшие в начале новой эры. Еврейская метакультура стала той средой, в которой произошло воплощения Планетарного Логоса. Но метакультуры, в лоне которых вскоре стало происходить становление христианства как религии, были уже иными - в Ориентально-христианской (это название представляется более корректным, чем "Византийская") и, чуть позднее, в Романо-католической.

Если мы вспомним исторический опыт Ирана (с которым связан пророк Заратуштра, основатель Аримойи), то естественно у нас возникнет образ двух иранских религий, претендовавших на универсальность и над-этничность. Это митраизм и манихейство.

Еще одной мировой религией было манихейство. Можно говорить о том, что в истории манихейство легко проявлялось в самых разных цивилизационных средах. В каждой метакультуре оно адаптировалось к местным религиозным и культурным формам. Возникли самые разные локальные вариации этой религии - павликиане, тондракиты и богумилы в Ориентально-Христианской метакультуре, хуррамиты в Исламской, катары в Романо-католической и даже в далеком Китае возникли причудливые манихейско-буддийские секты.

Причем даже имя основателя этой религии – пророка Мани – в некоторых странах вообще не почиталось. А священные тексты поздних религиозных течений, выросших из манихейства, в разных культурах был совершенно разными. Заметим, что жесточайшие гонения на манихеев как на еретиков (происодившие практически во всех цивилизациях) вполне напоминает гонения Антихриста на Розу Мира.

Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:

**************************************************
В настоящее время существует огромное множество религиоведческих классификаций. Е. Торчинов предложил разделять «религии с доминированием трансперсонального уровня» (индийские, авраамистические, маздеизм, даосизм) на два типа: религии чистого опыта с преобладающей установкой на трансперсональные переживания (индийские религии, даосизм) и религии, лишенные такой установки (иудаизм, христианство, ислам, маздеизм). Для второго типа характерна высокая степень догматизации учения и институционализация (Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 2000. с. 45.).

Религия Розы Мира (тот ее аспект, который будет связан с Аримойей), так, как она описана Андреевым, может быть отнесена к обоим типам. Андреев описывает Розу Мира и как мощную институциональную систему, и как религию с нежесткой догматикой: «Если и можно будет говорить о каких-либо догматах в ее учении, то это догматика глубоко динамичная, многоаспектная, способная к дальнейшему обогащению и развитию, к длительному совершенствованию» (РМ, 22).


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!


Последний раз редактировалось: Фёдор (Пн Сен 20, 2010 9:55 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Пт Сен 17, 2010 1:51 am   

Иранская подоснова многих андреевских концепций несомненна.

Впревые узнал о мифологеме "храфстра" - она, действительно, убедительно объясняет присутствующую в тексте "Розы Мира" идею уничтожения паразитов и существ с неизлечимой патологией хищности.

Удивительно, что впрямую Андреев выделяет зороастрийскую традицию лишь дважды - 1. удивляясь грандиозности ее "трансмифа" при сравнительно с ним ничтожном его воплощении и 2. сообщая, что именно Заратустра является "человекодухом-основателем" новой синтетическо-эклектической (?) планетарной метакультуры.

Возникает вопрос - из каких источников черпал Андреев информацию об ирано-арийской традиции? К примеру, что представляется более вероятным - что мифологема "храфстра" была Андрееву известна из повседневного опыта - или же мы имеем спонтанное сходство концептуальных полей Андреева и создателей ирано-арийской мифологии?

Весьма интересно и семантическое перекодирование слова "господин" - без такого перекодирования практически невозможно этическое приятие для современного русскоязычного человека соответствующих концептов христианской и иных традиций, использующих слова этой корневой основы.

И еще одна мысль, касающаяся второй части статьи.

Идейно-концептуальная основа новой метакультуры - именно о ней идет речь в тексте Федора. Но для проявления метакультуры необходим базис. Базис, который "Школа Анналов" называла "повседневностью". Необходим "фон", на котором смогли бы разворачиваться планетарные события ментального, идеологического, концептуального характера. И здесь мы уже получим существенное расхождение с северо-буддийской метакультурой. Мне представляется, что северо-буддийская метакультура не имела столь серьезного фонового базиса. Именно поэтому буддизм мог полностью исчезнуть на определенной территории в результате разрушения интеллектуальных центров. Возможно, я ошибаюсь - и предстоит еще вдумчивый анализ "фона", объединявшего махаянскую метакультуру. Могу предположить, что основой фона стала в какой-то степени китайская культурная традиция, которую сейчас иногда именуют "конфуцианской культурой" - в соединении с индийскими корнями.

В таком случае Северо-Западная метакультура сможет стать таким фоном для новой планетарной метакультуры.

И наконец - сам образ Аримойи и манифестированной ей "религии" неоднозначен - и Федор совершенно справедливо выделяет два способа интерпретации видения Андреевым новой "религии". Проблема в том, что можно продолжить дифференциацию - и этих образов окажется уже не два.

Необходим анализ новых - особенно возникающих последние полвека - форм мировосприятия, которые не являются впрямую традиционалистскими - то есть могут апеллировать к традициям прошлого, но формируют новые мировоззренческие модели и способы социального функционирования.

Позже постараюсь развить мысль.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Пт Сен 17, 2010 7:07 pm   

Несколько слов хотелось бы сказать об Арийском просторе - Арьямане. Обратим внимание, опять же, на семантику образов. Airyaman - это не только мир ариев, это еще и мир их гостеприимства, мир принятия ими чужеземцев, "чужих" вообще. Одним из долженствований маздаясница было соблюдение договоров. Это требование распространялось и на договоры с чужеземцами. Т.о. "Арийский простор" - это страна не только ариев, но и тех, кто приходит на их землю как гость. И этот гость сам становится арием. Происходит любопытная инверсия. Если arya- в индо-иранском языке до его распада на индийскую и иранскую ветви - это первоначально "чужеземец", то затем арий - уже как самоназвание этноса становится покровителем новых чужеземцев, приходящих в его страну.

Мифологема Арьямана в Иранской метакультуре была очень тесно связана с образом Митры (см. Thieme P. Mitra and Aryaman). Его имя восходит к индоевропейскому корню *mi-:mei- , имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (Мифы народов мира, т.2, с. 154). Митра - это божество договора, завета. В "Гатах" Заратуштры этот образ отсутствует, но он появляется в "Младшей Авесте" (в "Яштах"). Здесь Ахура-Мазда, созидающий Митру, требует соблюдать договор даже с "носителями лжи".

Андреев отмечает, что после гибели уицраора Ахеменидов и освобождения Соборной Души Иранской метакультуры ее основная интенция нашла выражение в новой религии - митраизме. Гатическая маздаяснийская вера в Первой иранской (персидской) державе (ок. 596-529 гг. до н.э.) была замещена т.н. (среди современных исследователей) "религией Ахеменидов", в которой происходил перенос акцентов с религиозно-этических категорий маздеизма преддержавного периода (XI-VII вв. до н.э.) на идеологию державы с ее возвеличиванием государственной власти (законы государства и верноподданические чувства к его владыкам объявлялись Артой, которая для Заратуштры была универсальным этическим понятием; шах объявлялся Саошьянтом, то есть чаемым маздаяснийцами спасителем).

Образ Заратуштры был удален из этой религиозной системы. Ахура-Мазда был превращен в «царского бога» и стал изображаться антропоморфно. Более того, этот антропоморфизм носил государственнические черты – Бог стал изображаться в царских одеждах. Обожествления царей в Иране не было, но поклонение «царскому богу» было одним из каналов подчинения духовной жизни иранцев интересам державы. Подмена гатического маздеизма державной идеологией проявилась в частности в том, что преемник Дарьявахуша I Хшаяршах (Ксеркс) I (486-465), судя по дошедшим до нас его надписям, фактически присвоил себе функции саошьянта (спасителя). Понятие этической праведности Арты-Аши, столь важное для гатического маздеизма, было переосмыслено в идеологии Ахеменидов как лояльность по отношению к государственной власти. Маздеистское жречество сделалось частью государственной системы.

Об эстетике иранской государственности можно судить по сохранившимся архитектурным памятникам Ирана. Несоответствие погребения ахеменидских владык (начиная с Куруша II) маздеистским заупокойным ритуалам – одна из важных культурных особенностей той эпохи. Монументальная гробница Куруша в Пасаргадах представляет собой феномен, который можно считать одним из архитектурных символов Первой Иранской державы, разрывавшей с религиозной традицией гатического маздеизма.

Еще одним образцом державной идеологии, воплощенным в камне и частично сохранившейся до наших дней, являются руины Парсы (Персеполя). Помпезные барельефы этого города с поразительной монотонностью демонстрируют вереницу представителей покоренных народов, приносящих дань персам. «Внимательное и медленное рассмотрение их вызывает у зрителя впечатление, что армии царя несть числа, что царю подвластен весь мир, что сам он подобен Богу…» (Луконин. ЗМ, 538). Сам факт того, что от Ахеменидской эпохи сохранились преимущественно державные памятники, свидетельствует о степени пропитанности иранской культуры ее образами.


В этих условиях и потребовалось уйти от старых девальвированных мифологем. Возникла новая религия, которая обладала универсальными потенциями. Но, как пишет Андреев, религия Митры "...носит на себе отпечаток творчества слишком поспешного, откровения слишком неотчетливого" (РМ, 239).

Но здесь для нас важно отметить присутствие в иранской религиозности идеи великого духовного посредника между абсолютным Богом и этим миром. Она принимала в Иране разные персонифицированные мифологические формы - Саошьянта (который повлиял и на иудейские религиозные представления), Митры...

Если перенестись из древнего Ирана в современность, то можно предложить следующую интерпретационную модель андреевского мифа. Новая метакультура как метакультура Итога как и Иранская метакультура связана с эйдосом воплощения в историческом слое (Энрофе) Планетарного Логоса. Иранская метакультура не смогла стать тем религиозно-культурным протсранством, в котором это событие могло произойти (им стала еврейская метакультура). Но духовные интенции Иранской метакультуры - благодаря основателю Аримойи Заратуштре - найдут выражение в новой метакультуре, основной задачей которой является подготовка общины верных, способной вместить Планетарного Логоса в этом слое и на своем уровне содействовать смене эонов.

Пространство новой метакультуры - это пространство синтеза, диалога, толерантности, способности к вмещению универсальных ценностей. Новый Ariyaman - это мир свободного обмена идеями и мифологемами, мир нового договора, Третьего Завета человека с Богом.

Добавлено спустя 20 минут 25 секунд:

Митя писал(а):
Возникает вопрос - из каких источников черпал Андреев информацию об ирано-арийской традиции? К примеру, что представляется более вероятным - что мифологема "храфстра" была Андрееву известна из повседневного опыта - или же мы имеем спонтанное сходство концептуальных полей Андреева и создателей ирано-арийской мифологии?
Полагаю, что Андреев не имел возможности составить для себя полное представление о маздеизме. К 30-м гг. ХХ века изучение этой религии в России находилось на совсем низком уровне. Так что можно представить, что, как ты говоришь, мы можем наблюдать в данном случае "спонтанное сходство концептуальных полей Андреева и создателей ирано-арийской мифологии".

Митя писал(а):
для проявления метакультуры необходим базис. Базис, который "Школа Анналов" называла "повседневностью". Необходим "фон", на котором смогли бы разворачиваться планетарные события ментального, идеологического, концептуального характера. И здесь мы уже получим существенное расхождение с северо-буддийской метакультурой.
Какие особенности Синической ("Китайской") метакультуры обеспечили возможность распротсранения в ее географическом пространстве Северо-Буддийской метакультуры? Можно сформулировать и встречный вопрос - какие особенности Северо-Буддийской метакультуры и - шире - буддийского учения позволяли ей (ему) получить такое распространение?

В Китае эпохи Поздней (Восточной) Хань (существовавшей до конца II в. н.э.) религия (сейчас воздержусь от обсуждения этого термина - предлагаю использовать его как условный рабочий конструкт) не занимала значительного места. Ведущее положение занимало т.н. "ханьское конфуцианство", которое являлось фактически официальной государственной доктриной. В этих условиях буддизм, отличавшийся толерантностью и готовностью к реинтерпретации практически любых местных религиозных мифов, занял соответствующую нишу в культурной жизни Китая.

Возможно, что новая метакультура в условиях, когда глобальной официальной идеологией будут секулярный гуманизм и демократия, сможет занять соответсвующее место в культурной жизни объединенного человечества.

Добавлено спустя 22 часа 10 секунд:

В Китае существует идеологема Сань-цзяо - "трех учений", под которыми подразумеваются конфуцианство, даосизм и буддизм. Довольно рано возникла и идея о гармоническом единстве этих трех учений - сань-цзяо вэй-и. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом вопросе. В данном случае важно, что в наступающей эпохе на планетарном уровне может происходить нечто подобное - взаимодействие трех эйдосов. 1) Секулярных демократии и гуманизма. 2) метакультуры итога. 3) Традиционных для каждого региона религиозно-культурных систем.

У Андреева есть любопытное ожидание. Он надеется на то, что в эпоху Розы Мира к каждому народу будет обращен "аспект единого учения" (РМ, 556). В частности, это будут "преобразованные" синтоизм, иудейство, немецкое христианство ? (Deutschentuhm), индуизм ?(бхараттва), россианство. Здесь опять же можно вспомнить манихейскую традицию - о чем уже было сказано выше. В каждой метакультуре на основе классического манихейства возникли оригинальные синкретические учения, представлявшие собой сложный синтез манихейства и местной религиозно-культурной традиции. Например, в сасанидском Иране это были маздакиты, в Болгарии - богумилы, в Боснии - патарены, во Франции - катары. Возникали даже странные внеметакультурные феномены (манихейский каганат уйгуров). Никакого единого священного текста или религиозного lingua franca при этом не существовало. Каждая из традиций развивалась обособленно.

Можно ожидать, что в наступающую эпоху ново-иранская религиозность (формализованная и концептуализированная или нет) будет находиться в гармоничном диалоге с глобальной секулярной либерально-демократической концепцией и при этом - в каждой метакультуре (из тех, что останутся в историческом слое к тому времени) - с соответсвующей обновленной религиозно-культурной традицией.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Сен 19, 2010 10:39 am   

Для меня тема переклички «РМ» и древнеиранской культуры-религии очень близка.
До 90г. я об этом слышал не более средне-культурного человека. Т.е. слова «Заратустра», «Зерван», «маздеизм», в разных текстах меня не пугали, но не знал я об этом практически ничего.
В 89-90 гг. я начал учиться астрологии у Павла Глобы. Это совпало по времени со знакомством с творчеством Андреева. Причем совпадение было фантастически точным (до дней).
Примерно в 88г. был такой символический эпизод. В Ленинградском Дворце Молодежи должна была состояться лекция П.П.Глобы. Кто-то мне рекомендовал. Это имя я услышал впервые. И поехал туда. Лекцию то ли отменили, то ли я что-то перепутал. А вместо нее должна была быть лекция о «Розе Мира» Даниила Андреева. И это словосочетание я услышал впервые! Но и на эту лекцию я почему-то не попал. А вместо этого попал каким-то образом на закрытый показ культового фильма «Однажды в Америке». Если мне кто-либо укажет на связь этого к/ф с РМ и Глобой, буду благодарен :))).
П.П.Глоба является ярым адептом зароастризма. Даже считает себя главным зароастрийцем в России. Имеет контакты с современными парсами и пр. В СМИ особо это не афиширует, имхо из коммерческих соображений, чтобы не сужать круг своих почитателей и чтобы еще больше не ухудшать отношения с РПЦ. Но на лекциях этого не скрывает, а наоборот, культивирует. Астрологию свою называет авестийской, использует зароастрийский календарь, древнеперсидские названия светил и планет и т.д.
Когда я во всё это слегка погрузился, то особого интереса не проявил, считая маловажной экзотикой. Но был тогда же потрясен, прочитав в «РМ» о пирамиде зароастризма и роли Заратуштры в построении Аримойи.
За 20 лет как-то руки не доходили обсуждения этой переклички, но не забывал никогда. Федору и Мите – благодарность.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
брат орм



Зарегистрирован: 22.05.2010
Сообщения: 88
Откуда: сумрак, столб, степь, горы, лес

СообщениеДобавлено: Пн Сен 20, 2010 1:28 pm   

Фёдор писал(а):
Трудно найти истоки андреевского "иранства" и в русской традиции. Естественно, что "скифы мы", и что древние арии когда-то жили где-то в пределах современной территории РФ, а русский язык входит в семью индо-европейских языков. Но этого явно недостаточно для того, чтобы увидеть основы андреевского иранства в русском наследии.

Во-первых, в зарождении Киевской Руси как государственного образования сильную роль сыграл иранский компонент (это достаточно хорошо отражено и в работе Максима Александрова "Русские земли-княжества"). Более того, значительно было влияние этого компонента в религиозной сфере. Ряд богов и терминов прямо иранского происхождения. Во-вторых, связь пространств Энрофа с обитавшими на них прежде народами сохраняется и сквозь тысячелетия. В качестве примера можно привести новое дыхание кельтской культуры в современной Западной Европе. Скорее всего, такая связь осуществляется через механизм реинкарнаций. Души сознательно, а скорее без, тяготеют к местам своего прежнего жительства.

А вообще тема очень важная и интересная. Вообще, можно усмотреть некий треугольник метакультур: Россия, Иран, Индия. Россия при этом несет в себе мощный христианский пласт, Иран - исламский, Индия - языческий и буддийский.

Добавлено спустя 9 минут 48 секунд:

Фёдор писал(а):
Однако можно увидеть здесь и исключительно древне-иранский образ - Спэнта-Спэнтана - "Святая Святых", "Наисвятейшая".

Да, это очень даже вероятно. Очень интересно.

Добавлено спустя 4 минуты 53 секунды:

Вообще об общечеловеческой метакультуре хорошо бы написать развернутую серию статей.

Добавлено спустя 53 минуты 37 секунд:

Фёдор писал(а):
Можно ожидать, что в наступающую эпоху ново-иранская религиозность

РМ все-таки - прежде всего христианская эпоха


_________________
Андрей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Герменевтические исследования текстов Даниила Андреева -> Метакультуры и трансмифы Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий