Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Возрождение Палеологов - передача импульса Западу?
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Вспомогательный раздел -> Беседка
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 8:51 am    Возрождение Палеологов - передача импульса Западу?

Андреев красочно описывал передачу невыполненной миссии демиургом Византийской метакультуры демиургу Российской:

Даниил Андреев писал(а):
Это было их причащением Богу-Сыну, распятому, пока существует во вселенной демоническое начало, в Мировой материи, Им оживляемой, – в той живой плоти, мистериальным знаком которой мы берём хлеб и вино. Совершилось оно не в Небесной России, тогда ещё к этому не готовой, а в великом Византийском затомисе. Оттуда распахнул демиург Византии ряды надстоявших над этим затомисом небес; Яросвет и Навна узрели воочию предельную высоту Христианского Трансмифа и сквозь Небесный Иерусалим вступили в общение с Богом. Так совершилась их первая в Шаданакаре встреча с Тем, Кого видеть лицом к лицу могут лишь богорождённые монады. Так демиург Византии посвятил их в свою глубочайшую тайну – тайну, действенно претворить которую в формах человеческой жизни он не сумел. Теперь он передавал её им как своим наследникам.
...
Вопреки неблагоприятным метаисторическим условиям, Яросвет совершает в XI-XII веках попытки проявить свой юный гений. Демиург Византии сперва ещё руководит им; следствием этого в исторической действительности делается то, что на языке историков именуется «византийским влиянием» или «византийской традицией». А так как всякое творчество в русле какой-либо традиции требует меньше смелости и духовной зоркости, то деятелей традиции всегда оказывается больше, чем новаторов. Главное же, в эту эпоху воздействие и самого Яросвета становилось таким, что его трудно отличить от воздействий христианского Трансмифа, ибо реальности этого Трансмифа он приобщился сам. Приобщился сам – но не замкнулся в нём; сторона, ранее высказывавшаяся в русской дохристианской культуре, оставалась этим Трансмифом не охваченной и продолжала жить – хотя и не такой уже интенсивной жизнью.

Мощно вливался в сознание народа христианский миф, чаруя и привлекая сердца образами Вседержителя, Пречистой Девы и святых, некогда восходивших на высоты праведности из тёмных недр еврейства и Византии. От святынь Иерусалима и Афона, от купцов Царьграда устремлялись белые лучи, согревая душу и приобщая её к радости православного творчества: иноческому деланию, подражанию житиям угодников, восхищению в области духа, смирению, храмостроительству, посту. И оттуда же доносились неустанные предупреждения, трепет ужаса перед мирами возмездия, тем более устрашающими, что никакими чистилищами тяжесть загробного воздаяния в Византийской метакультуре не была смягчена.
...
Из всех существовавших до сих пор и вполне определивших себя культур человечества только две оказались способными выйти из локальных пределов и распространить свои начала на весь почти земной шар: культура Романо-католическая и культура Северо-западная. Сколько причин этого влияния ни обнаруживали бы историки – социально-экономических, географических, общекультурных – и сколько ни пытались бы замалчивать неудовлетворительность своих объяснений – для метаисторика, нисколько не отвергающего относительного значения и механизма этих причин, первичным, конечно, останется иное. Эту прапричину он будет искать в том факте, что христианский миф, исконно связанный не только с Эдемом и Монсальватом, но с реальностью Небесного Иерусалима и самой Мировой Сальватэрры, сообщил европейскому духу его истинные масштабы и сделал его способным к действительно всемирной миссии.

Две другие христианские метакультуры, Византийская и Абиссинская, были так стиснуты, так сжаты демоническими силами, что существование одной из них в Энрофе прекратилось совсем, а другая в своём пути была безнадёжно задержана.


В XIII веке происходят практически одновременно по историческим меркам две внешних атаки на православные культурные образования в Энрофе - монгольское нашествие на Русь и захват на длительное время крестоносцами Константинополя. Метаисторически эти события представляютя мне как-то увязанными между собой. Может быть, Россия должна была послужить посредником для передачи этого византийского импульса далее на Восток в контакте с монголами. Но - то ли степень интенсивности передаваемого импульса оказалась недостаточной, то ли демиург Византии изначально имел задачу передать импульс не только Руси.

Вторжение крестоносцев поколебало государственность Византии. В противововес актуализировалась культурная и, в частности, интеллектуальная жизнь.

Есть мнение, что схоластическая полемика номиналистов с реалистами, столь значимая для средневекового Запада, велась в Византии еще в XI веке. А XIII век оказазался началом оживленных полемических контактов византийских и западноевропейских интеллектуалов.

Показательна фигура Никифора Влеммида (1197 – ок. 1272).

Сторонник теории шарообразности Земли. "Познание, по Никифору, осуществляется с помощью особых познавательных сил души, к которым он относит чувственное восприятие (αισθεος), воображение (φαντασια), мнение (δοξα), мышление (διανοια) и ум (νους) (Epitom. log III, 14). Две последние силы — разумные (λογικαι), а чувственное восприятие и воображение — внеразумные (αλογοι). Мнение находится между ними — оно бывает и разумным и внеразумным, т. е. то склоняется к логосу, то отходит от него", - пишет В.Бычков.

Надо, конечно, обратиться к первоисточнику, но указывается, что гносеологии Никифор уделял пристальное внимание - и, судя по приводимой Бычковым классификации, она у него напоминает локковскую, но выглядит сложнее, напоминает буддийскую теорию скандх.

Его сочинения переводились на латынь и были широко известны на Западе.

Варлаам Калабрийский, известный полемикой с Григорием Паламой, учил греческому первого "гуманиста" Петрарку.

И, наконец, фантастическая фигура Георгия Гемиста Плифона. Плифон заявлял себя эллином, а не христианином, наследником неоплатоников древности. Отправляется в Италию в составе византийской делегации на Флорентийский собор, но посвящая время публичным лекциям и вольному общению. Склоняет Козимо Медичи к созданию Платоновской Академии во Флоренции, значение которой в деле Ренессанса очень велико. Пишет трактат "О том, чем отличается Аристотель от Платона", который обратил на Платона внимание итальянских гуманистов. Познакомил Запад с "Географией" Страбон, которая стала источником, вдохновившим Колумба. Наконец, он был автором "Законов", в которых обрисовывал контуры новой государственности, основанной на принципах "гуманизма". К сожалению, работы Плифона находятся пока вне зоны моего доступа.

Дополнительная, но весьма интересная информация о Плифоне - не могу ничего сказать о степени ее достоверности:

"Одной из самых старых колод с козырями (Старшим Арканом), дошедших до наших дней, считается серия карт "Висконти-Сфорца", автором которой был Бонифаций Бембо 1420 - 1477 (?), но и он не был, по общему признанию, "изобретателем" системы образов, а только скопировал основную часть из неизвестного источника, добавив несколько индивидуальных карт, связанных с событиями того времени (напр. карта "Повешенный", подробнее см. книгу Moakley, Gertrude "Tarot Cards Painted by Bonifacio Bembo", 1966, выдержки из книги).

"Интересным моментом в биографии Бембо является его интерес к философии неоплатоников, с которой он ознакомился под влияннием Плифона (1355-1452). Гемист Георгий Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и создать теократическое государство, где было бы возможно реализовать основные идеи гуманизма. Таким образом, некоторые базовые представления системы платоновской философии могли получить свое отображение в козырях карточной игры. На это может указывать и отстутствие в Таро "Висконти-Сфорца" карты Дьявол, так как неоплатоники не признавали Абсолютного Зла".

"Новый всплеск интереса к Таро приходится на конец 18-го-начало 19-го века. В 1782 году выходит в свет книга "неизвестного философа" ("Le Philosophe Inconnu") Луи-Клода де Сен-Мартена "Tableau Naturel des rapports qui existent entre Dieu, l'homme et l'univers" ("Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной", переиздана в 1900 с предисловием Папюса), где в 22 главах можно отыскать интерпретацию Старшего Аркана. Сен-Мартен состоял во нескольких масонских ложах и был страстным подвижником французских революционеров. Его идеал государственной власти полностью совпадал с представлениями Плифона, что может являться еще одним доказательством связи Таро с неоплатоновским символизмом"
.

Таким образом, византийское влияние во многом инициировало расцвет схоластики на Западе, затем - итальянский гуманизм и итальянскую философию Ренессанса. Но, возможно, не только это - неоязыческий неоплатонизм "новых эллинов" мог повлиять на "эзотерическую" герметическо-оккультную традицию. И вот я узнаю о том, что оккультист-революционер Сен-Мартен - поклонник Плифона.

Сен-Мартен же, в свою очередь, будучи одновременно противником энциклопедистов и католиков-клерикалов, оказал влияние на немецких романтиков, в частности - Баадера и Шеллинга.

От Плифона и других "новых эллинов" можно проследить линию преемственности - Рудольф Агрикола - Иоганн Тритемий - Парацельс. Парацельс же имел огромное влияние - в частности, на Якоба Беме, а тот, в свою очередь, на Сен-Мартена.

Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:

Или же Андреев не считал этот импульс с вектором на Запад демиургическим?

Добавлено спустя 10 часов 15 минут 9 секунд:

Эта линия преемственности, влияние Византии на итальянское возрождение, на развитие сразу нескольких конкурирующих интеллектуальных путей находится в тени. Возможная причина этой затемненности - невыгодность ни для западного академического сообщества, ни для клерикалов акцентировать внимание общественности на подобной преемственности.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 292
Откуда: Общество старых борщевиков

СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 11:47 pm   

Митя писал(а):
то ли демиург Византии изначально имел задачу передать импульс не только Руси.
Митя писал(а):
Или же Андреев не считал этот импульс с вектором на Запад демиургическим?
В данном случае историческое знание не может служить ни опровержением, ни подтверждением андреевского мифа. Точно так же в данном случае лишено положительного содержания приложение андреевских образов ("демиург", "миссия метакультуры") к историческому материалу. Визионерская идея Андреева о том, что демиург Византийской метакультуры в 988 или 989 гг. передал свою миссию демиургу Российской метакультуры, не может быть верифицирована на историческом материале.

У нас нет никаких критериев, которые позволили бы нам определять, какие заимствования одной цивилизацией (метакультурой) достижений другой цивилизации (метакультуры) являются отражением "передач миссий" - даже если мы примем андреевскую картину метаистории. И к тому же не будем задавать вопросов о том, что такое "миссия метакультуры", в чем может выражаться ее передача, скольким метакультурам может быть передана такая миссия или ее аспекты? Это все такая схоластика, которая не имеет подкрепления в герменевтике текста Андреева. Логика мифа Андреева в данном случае не дает ключа к метаисторическому прочтению такого рода проблем.

Полагаю, что открытая тобой тема представляет интерес сама по себе, вне зависимости от андреевского мифа. Попытка сопрячь их - беспредметное занятие. Образы "демиургов" и "миссий" избыточны при изучении влияния византийской культуры на Италию XIII-XV вв. В данном случае это как раз то умножение сущностей, по которым плачет бритва Оккама.


Митя писал(а):
И, наконец, фантастическая фигура Георгия Гемиста Плифона.
На примере Плифона можно показать, что в Западную Европу проникали импульсы самых разных цивилизаций Учителем Плифона был некий Елисей, который был иудеем. Некоторые исследователи высказывают предположения, что на Плифона могли оказать влияние мусульманские секты. При этом в его произведениях обнаруживается влияние нехристианских неоплатоников, т.е. представителей Античной, а не Восточно-христианской метакультуры. Самое же поразительное то, что автор "Законов" "антихристианин" Плифон был ревностным сторонником греческой ортодоксии в спорах со сторонниками унии. И в составе греческой делегации на Ферраро-Флорентийском соборе Плифон согласно свидетельствам современников активно выступал в защиту константинопольской версии христианства.

Митя писал(а):
К сожалению, работы Плифона находятся пока вне зоны моего доступа.
"Законы" были сожжены христианскими ортодоксами. Остались их отрывки. Они опубликованы на русском в книге: Медведев И.П. "Византийский гуманизм XIV-XV вв." М., 1976.


_________________
Наш розовоз вперёд бежит!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Вт Май 18, 2010 12:02 am   

Фёдор писал(а):
Полагаю, что открытая тобой тема представляет интерес сама по себе, вне зависимости от андреевского мифа. Попытка сопрячь их - беспредметное занятие.

Проблема использования андреевских концептов за пределами чисто герменевтического пространства будет обуждаться в отдельной ветке.

Андреев мной был привлечен в начале поста скорее как иллюстативный материал. Общепринятая точка зрения - "Византия оказала влияние на Русь и другие "православные" страны". Влияние же Византии на процессы, шедшие в Западной Европе - тема, которой уделяется мало внимания - по различным причинам - как на Западе, так и в России. И факт, обхода Андреевым стороной этой темы является в данном случае иллюстративным. Кроме того, интерпретация приведенной в начале ветки андреевской цитаты является отдельной герменевтической проблемой. Которую, конечно, можно рассматривать в разделе "герменевтика".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Вспомогательный раздел -> Беседка Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий