Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Введение. Христианство как проповедь любви и свободы
На страницу Пред.  
1, 2 [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2012 8:19 pm   

Очень нравится.
Если тебе, Митя, удастся реализовать поставленные цели, то будет здОрово!
Бог в помощь.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 4:42 am   

Образ божества, отношение человека к этому образу оказывает мощное, определяющее воздействие на все сферы его сознания и активности. Человек - это те боги, которым он служит, те предельные идеалы, которыми он руководствуется в жизни. И это служение приносит свои плоды. Вера в силу и власть - одни, вера в свободу и любовь - иные. Мы полагаем, что первый образ является по отношению к второму паразитическим. Деформация благого образа Бога чревата диктатурами и распадом в деградации. Очищение же этого образа - даже один маленький шаг в этом направлении - это всегда глоток творческого духа, выход человека на новый, более интегрированный уровень осознания реальности. Парадоксальным образом, именно на этом пути перед человеком открываются новые возможности овладения собой, именно на этом пути человек оказывается способен преодолеть те препятствия, которые ранее казались непреодолимыми. Эти возможности и способности появляются у человека, последовательно реализующего в своей жизни идеалы правды, свободы и любви, как своего рода побочный эффект.

Любящий и желающий свободы всем существам универсума человек познает реальность ради ее самой, ради блага познаваемого. Ищущий же силы познает реальность ради себя и во имя свое - чтобы овладеть познаваемым объектом, использовать его. Такое познание всегда противоречит категорическому императиву, поскольку собственные цели и интересы познаваемого существа не принимаются во внимание. Этот способ действия приводит в итоге к деградации и разрушению познаваемой реальности, а в результате и к кризису самого познающего.

Именно область идеалов является для современного человека эпохи глобализации одной из самых проблемных зон. Со сферой бессознательного работают психоаналитики, но психоаналитический мейнстрим имеет дело в основном с сексуальными проблемами. Область же сверхсознания в этом мейнстриме или отрицается вовсе, или рассматривается в качестве репрессирующего социального анклава в психике индивидуума (тут перед нами вновь появляется тень тирана). Таким образом, проблемы идеального человек и в наши дни склонен решать, прибегая к помощи традиционных религиозных конфессий.

Длительное существование в человечестве этих конфессиональных структур привело к тому, что многие слова и термины, с помощью которых человек выражал свой духовный опыт, оказались в той или иной степени затерты, профанированы, девальвированы. Такие слова, как “бог” и “религия”, не избежали этой участи. Об этически сниженном образе Бога мы уже говорили выше. Слово же “религия”, изначально означавшее “восстановление связи”, еще в Римской империи оказалось накрепко связанным с конкретными жреческими корпорациями со всеми их негативными чертами.

В итоге наиболее известные в наши дни теории происхождения религии делают весьма затруднительным само употребление этого слова в его изначальном смысле. Теория, преподносимая самими конфессиональными структурами, утверждает, что религия есть вся совокупность теории и практики этих конфессий, непосредственно данная высшей силой, а жреческая корпорация является посредником между этой силой и остальными людьми. Она часть общего посреднического сакрализованного пространства, в которое также входят священные тексты, храмовые здания и другие “святыни”.

В результате возникновения светского общества в борьбе с конфессиональными корпорациями рождаются другие теории, призванные лишить эти корпорации власти и авторитета. Основная проблема этих теорий в том, что они пытаются дискредитировать не сами эти корпорации, но религиозность как таковую, саму сферу сверхсознания. Такова теория происхождения религии как продукта человеческого невежества, которое пытается защититься с помощью “религии” от страхов перед явлениями природы, неадекватным образом эти явления объясняя. Вторая контртеория говорит о том, что основной мотив возникновения религии есть потребность установить над обществом и индивидуумом контроль, манипулируя его ожиданиями, теми же самыми страхами и желаниями. В сходном редукционистском русле работает и фрейдистская ветвь психоанализа.

Однако с именами Уильяма Джеймса и Карла-Густава Юнга связано возникновение новой теории происхождения религии. Согласно этой теории, корень религии следует искать в экзистенциальной сфере. Сердцем религиозности оказывается специфический внутренний опыт родоначальника конкретного течения и адептов этого течения. Таким образом, религиозность реабилитируется в своих творческих правах, избавляясь в этой трактовке как от положения ригидного колосса на глиняных ногах, так и от поста участкового полицейского, обменивающего власть на безопасность.

Проблема в том, что и эта теория чревата недолжной редукцией в рассмотрении вопроса происхождения религии. Религиозность в рамках этого подхода может быть сведена к тому или иному внеэтичному фактору сознания, например, к опыту переживания смерти-возрождения, которому психологи-трансперсоналы уделяют вполне, впрочем, заслуженное внимание.

Мы же исходим из предпосылки, о которой мы будем говорить развернуто в основной части повествования, что в основе человеческой религиозности лежит стремление к совершенству, к освобождению от различного рода обусловленностей, к интеграции с другими существами в свободе и любви. Религиозность оказывается путем познания и творчества, раскрытием себя для встречи с абсолютным благом, с источником света, по лучу которого “вверх по течению” двигается познающий.

Феномен “религии”, будучи рассмотрен под таким углом зрения, оказывается центральным в человеческой истории и культуре.



Последний раз редактировалось: Митя (Чт Апр 05, 2012 4:39 am), всего редактировалось 6 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
брат орм



Зарегистрирован: 22.05.2010
Сообщения: 88
Откуда: сумрак, столб, степь, горы, лес

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 11:17 am   

Митя писал(а):
Вера в силу и власть - одни, вера в свободу и любовь - иные.

Вера в силу и власть - одно, вера в свободу и любовь - другое
м.б. так лучше?

Добавлено спустя 6 минут 36 секунд:

Митя писал(а):
Карла-Густава Юнга

Митя писал(а):
Уильяма Джемса

?
в четвертом абзаце снизу.

Митя писал(а):
Такие слова, как “бог” и “религия”, не избежали этой участи.

в четвертом абзаце сверху

Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:

ну и еще по мелочи

Добавлено спустя 2 минуты 18 секунд:

Митя писал(а):
Мы же исходим из предпосылки, о которой мы будем говорить развернуто в основной части повествования, что в основе человеческой религиозности лежит стремление к совершенству, к освобождению от различного рода обусловленностей, к интеграции с другими существами в свободе и любви.

к интеграции с другими существами в свободе, любви и творчестве?
интеграцию может заменить на что-то другое?

Добавлено спустя 55 секунд:

А в целом - хорошо. Давно пора!


_________________
Андрей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Иаков



Зарегистрирован: 21.05.2010
Сообщения: 121
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:36 pm   

брат орм, привет! Чувствуется опытный редактор!
Я, Митя, тоже в ужасе споткнулся на "Кала-Густава Юнга".)))
Пиши дальше. Хорошо.

После исправления этот пост, разумеется, удалить.


_________________
Иные
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Чт Апр 05, 2012 3:50 am   

Спасибо за отзывы и за редактуру, Яков и Андрей! Будут еще мысли и замечания, комментарии и так далее - кидайте. Мне будет полезно и в помощь. Опечатки исправил. Насчет слова "интеграция" и иных стилистических моментов - сначала допишу все введение, а потом буду с вашей помощью править стиль. Андрей, слова "одни" и "иные" в упомянутом тобой предложении относятся к слову "плоды" в предложении предыдущем. С ним они и согласованы.

Добавлено спустя 5 часов 42 минуты 13 секунд:

Феномен “религии”, будучи рассмотрен под таким углом зрения, оказывается центральным в человеческой истории и культуре. Религия, как стремление к идеалу и совершенству, оказывается стержнем того, что мы называем культурой, ее средоточием. Явление принадлежит миру культуры настолько, насколько оно религиозно в этом смысле этого слова. Слова “культура” и “религия” оказываются синонимичными.

Однако слово “религия” претерпело столько превращений за последние два тысячелетия, что его и вправду весьма затруднительно использовать в области философии так, чтобы в сознании потенциального читателя не активизировались те смысловые коннотации, которые авторы вовсе не имели в виду, употребляя это слово. В сознании множества людей религия - это и есть жреческая корпорация с ее иерархией, ритуалом, “святынями”, адептами. Именно в этом качестве религия мыслится современным человеком и даже оказывается элементом правовой системы.

Сфера идеала оказывается в современном обществе лишена именования, человеческая активность в этой сфере не имеет своего словесного ярлыка. В дальнейшем нашем повествовании, если не воспоследует специальных уточнений, под словом “религия” следует понимать именно “духовный путь”, активность человека в сфере идеального. В этой “высшей религиозности” обретают единство кажущиеся часто непреодолимо разделенными области - “наука”, “искусство”, “философия”, этика, эстетика, практическая деятельность человека, его “дело, слово и помышление”.

В этом контексте человек может быть внекофессиональным, но не может быть внерелигиозным. Точно так же человек может не иметь отношения к миру современной науки, но в любом случае он познает реальность, совершает познавательные акты, накапливает опыт и его обрабатывает. Каждый человек живет духовной жизнью, идет по тому или иному уникальному духовному пути, делает шаги по направлению к свободе, любви и правде - или же в сторону от них, но уйти от этих проблем не может. Не может - поскольку глубиннейшая и высочайшая суть человека и есть свобода, любовь, творчество, истина и благо. Об этих проблемах можно попытаться забыть, но в кризисные, переходные периоды они неизбежно актуализируются в его сознании.

Поскольку “традиционные религии” в лице соответствующих конфессиональных корпораций сохраняют сильное влияние на жизнь общества даже в секуляризованных сообществах, необходимо тщательнейшим образом пересмотреть их наследие. Это наследие предельно противоречиво. Именно традиционные конфессии оказываются носителями высших духовных ценностей человечества, трансформирующих социум и поныне даже и против желания кокретных представителей жреческих и пост-жреческих корпораций. С другой стороны, эти конфессии находятся в арьергарде социального прогресса человечества, неся в себе законсервированные агрессивно реакционные элементы прошлых стадий развития, жаждущие реванша.

Предшествующий абзац относится ко всем традиционным структурам. Однако во главе процесса глобализации оказалась одна из человеческих культур - европейская, имеющая, в дополнение к своей родо-племенной "языческой" основе, с одной стороны, эллинско-романские, а с другой - иудео-христианские (шире - авраамические) корни. Конечно, мы находимся в глобализационном “плавильном котле”. В разных участках этого котла мы имеем различную диспозицию. Очевидно, что даже и на европейскую в широком смысле этого слова культуру оказывают ныне обратное воздействие инокультурные традиции - индо-буддистские, даосско-конфуцианские, традиции коренного населения Америки, Африки, Азии и Океании - и даже, казалось бы, мертвые традиции, такие, как египетская, майянская и, тем более, дохристианская греко-римская.

Но мы в первую очередь зададимся целью исследовать традицию, которая первой распространила свое влияние на весь земной шар, европейскую, в духовном центре которой находится Благая Весть Иисуса, которую одновременно сохраняют и развивают и ее же профанируют и паразитируют на ней христианские традиционные конфессии, которая явила себя в небывалом доселе явлении гражданского внеконфессионального общества, основывающегося, тем не менее, на христианских идеалах.

Эти идеалы нуждаются в постоянном прояснении в постоянной рефлексии на них - дабы они не покрылись в сознании человека и общества пылью и плесенью, не утратили своего центрального положения, поскольку даже частичное их забвение чревато крахом провиденциального проекта “человечество”.

Сердцем европейской традиции оказывается провозвестие Иисуса, Его личность, Его личность, Его деяния.

Мы попытаемся провести параллельно историческо-библеистическое и философское исследования с целью показать, как происходила телеологическая подготовка человечества к пришествию Иисуса. Оно стало своего рода мистическим кристаллом, в котором сошлись предшествующие линии развития, преломились в нем, создав уникальный ярчайший луч, приуготовляющий прорыв человечества во всех областях его деятельности, трансформирующий саму природу человека и мира, в котором человек живет. Мы попробуем поразмышлять о том, как этот луч преобразовывал индивидуальное и коллективное сознание - и о том, какое сопротивление ему на протяжении христианской истории оказывали регресссивные, реакционные стороны этого сознания.

Наконец, мы попытаемся оценить перспективы развития социума в духе Благой Вести. проблемы соединения “индивидуализации веры” с потребностью в формировании новой социальности более высокого типа, в большей степени проникнутой евангельским идеалом, не допускающим тиранического господства какой бы то ни было идеологии, тем более не могущей быть терпимой, когда она пытается паразитировать на провозвестии Иисуса.

Мы отдаем себе отчет в грандиозности поставленной задачи и в слабости наших интеллектуальных и духовных сил. Мы не имеем претензии на то, чтобы предстать в роли учителей и наставников. Все то, что будем нами сказано - не более чем гипотеза, поиск, предположение, повод для дискуссии. Скорее - попытка обратить внимание на определенные вопросы и показать как эти вопросы увязываются между собой в единое целое одним или несколькими возможными способами, чем предложение готовых решений. Естественно, мы сможем лишь наметить некоторые возможные подступы к этому комплексу вопросов, попытавшись продолжить дело, не нами начатое и которое закончим не мы. Но вопросы эти представляются нам предельно актуальными для человечества на сегодняшний день.

Наша работа будет представлять собой соединение метафизического трактата, историософского исследования, библейской экзегезы, культурологии, футурологии и социально-политической публицистики. Элементы по возможности строгого анализа будут сочетаться с вольными эссе - именно такого многобразия подходов и методик требует стоящая перед нами задача.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
klado



Зарегистрирован: 03.09.2012
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Сб Сен 15, 2012 9:22 pm   

Фёдор писал(а):
Митя писал(а):
судья человеку - его совесть.

Митя писал(а):
Одно из двух - или человек выбирает себе авторитеты исходя из своего чувства свободы, любви и правды, или же принимает их, будучи подавленным стоящей за ними силой, тем самым “духом века сего”.


Есть ещё один момент - проблема сообщества. Человек живёт в обществе и принимает его нормы - в той или иной степени. Как бы N не желал ходить голым по улицам, ему это сделать не удастся. Но это, прости, самый примитивный (хотя и наглядный) пример. Более сложная тема - весь комплекс взаимоотношений, включающий, например, законы, обязательные для исполнения всеми. Но кроме законов есть еще и более высокая планка - общественное согласие и общественная совесть. Собственно они о определяют всё остальное. Апелляция к индивидуальной совести - не слишком сильный довод. Ещё раз - человек живет в обществе, является его частью точно так же, как общество является частью человека. Поэтому возникает проблема конвенции "совестей" - или - проблема совести общества.

Демократия - оптимальная система по форме. И сама форма во многом уже обеспечивает положительное в духовном смысле её содержание. Демократия - это необходимая форма общественного сосуществования, но её содержания на сегодняшний день недостаточно для спиритуальной эволюции общества. Соответственно задачей может быть, с одной стороны - очищение религиозной сферы от образа "злого" бога, выработка фактически нового религиозного учения, с другой - наполнение этим учением демократии как оптимальной формы общественного развития.


Федор, думаю, не стоит усложнять. В этом месте речь идет о принципах выбора человеком, а не о том, как создать институт. Мне в такой форме мысль Мити кажется очень ясной и стопроцентно корректной.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2 [Всё]
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий