Форум Swentari


 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Даниил Андреев

Маркион и иудеохристианство
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Митя
Site Admin


Зарегистрирован: 03.05.2010
Сообщения: 163
Откуда: Москва - New York

СообщениеДобавлено: Чт Май 03, 2012 8:25 am    Маркион и иудеохристианство

Проблема гностицизма – зависимость от Ветхого Завета. Хотя это и обратная зависимость. Маркион отвергает метафизику гностицизма с архонтами и эонами, но оставляет неблагого демиурга, которого отождествяет с ветхозаветным божеством. Отсюда следует отрицание мира и материи, которые не подлежат преображению. Зор в гностицизме оказывается субстанциальным. Еще одно отличие Маркиона от остальных гностиков – положение о том, что души сотворены неблагим демиургом – все, кроме Иисуса, который реально не воплощался. Идея иллюзии, столь характерная для многих направлений индуизма и буддизма, появляющаяся в платонизме, у элеатов и даже у Максима Исповедника, претерпевает у гностиков (и не только) инверсию. Неблагой демиург и сотворенный им мир – реальны, но в этом мире Иисус нереален, он ему полностью чужд, чужд даже телесно. Проблема гностической философии – как души оказываются в плену материи. Это – вариант классической проблемы теодицеи, существования зла, которая не снимается идеей неблагого демиурга. Маркион ее пытается снять – у него души являются творением демиурга, то есть грехопадения человека попросту не было. Его природа неблагая, которая может стать благой, если человек примет второе рождение от Иисуса. Конечно, проблема теодицеи и тут не снимается. Остается открытым вопрос происхождения самого неблагого демиурга.

Маркион остается привязан к еврейской традиции, поскольку к ней его привязывает само происхождение Иисуса, идея личного божества и возможность богообщения. Интересно, как Маркион рассматривал языческих богов – как неких подручных демиурга или его противников внутри его же мира, но не могущих вывести за его пределы? Так или иначе, Маркион находится в пределах ветхозаветного мифа, меняя метафизические и этические знаки. Он отвергает аллегорическу трактовку ВЗ, призванную «гуманизировать», «христианизировать» ВЗ. Но при этом у него не появляется мысли ни о ложности ВЗ, ни о его замутненности (этической и метафизической), ни о смешанности источников откровения. Получается, что для Маркиона не было подготовки, не было телеологии до Иисуса. Совершенно чуждый этому миру, Иисус пришел внезапно и нежданно. Никаких проявлений Его духа в предшествующие эпохи искать бессмысленно.

Ветхий завет, видимо, настолько уже глубоко, благодаря иудеохристианской партии, укоренился в церкви, что даже жесткая оппозиция, по существу, представала некоей обратной стороной той же медали. Ветхий завет по-прежнему имел сверхзначение, хотя и уже отрицательное. Этический порыв маркиона видится глубоко оправданным, но достигается он ценой существенных метафизических жертв, которые чреваты новыми (хотя и иными) этическими ущербами. Идея субстанциальности зла чревата паранойей, она тяжела психически, далека от легкости духа Иисуса. Хотя, конечно, можно сделать следующий метафизический ход – благое божество может быть наделено сверхсубстанциальностью. Но тогда все вернется к теме иллюзорности. Неблагой демиург будет иметь тогда меньшую степень субстанциальности – то есть его бытие и бытие сотворенного им мира неполно, а значит в той или иной степени иллюзорно.

Добавлено спустя 14 минут 53 секунды:

Но парадоксальным образом у Маркиона получается, что подготовкой к приходу Иисуса было само раскрытие в еврейской традиции образа личностного единственного демиурга и его мессии. Эти образы и были использованы Иисусом. Получается, что демиург как бы подражает благому Богу, и медитация на этом подражании готовит человека к приятию откровения благого Бога - имеет место как бы сгущение, квинтэссенция не-благости, откуда открывается прямой переход к благости. Своего рода диалектика.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Форум Swentari -> Христианство -> Библеистика Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий